16+
Пятница, 20 октября 2017
  • BRENT $ 57.33 / ₽ 3283
  • RTS1138.64
13 декабря 2007, 12:33

Агрессивная экспансия на фармрынке будет продолжаться, считают аналитики

Лента новостей

Аналитики констатируют: 2007г. прошел для российских аптечных сетей под знаком агрессивной экспансии. Однако будущий год может существенно изменить расстановку сил на этом рынке, сообщает газета Business & FM.

Уже в январе британская оптово-розничная компания Alliance Boots может подписать соглашение о приобретении самарской аптечной сети "Вита". Это единственный способ догнать своих ближайших конкурентов - "Аптечную сеть 36,6" и сеть "Ригла", считают эксперты.

Процесс консолидации розничного фармацевтического рынка уже находится в активной стадии, однако не менее стремительно он будет развиваться и в следующем году, полагают эксперты. О своем намерении закрепиться на российском рынке не раз заявляли крупные западные игроки, однако до сих пор они этим и ограничивались. Рынок уже больше года находится в ожидании агрессивной политики британской компании Alliance Boots, которая пристально изучает Россию на предмет поглощений.

Директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов говорит, что практически все региональные сети рассматривают возможность продажи бизнеса и уже не раз встречались с возможными инвесторами, но практически во всех случаях переговоры ни к чему не приводят из-за "цены вопроса".

Британцы активизировались после заявления своего ближайшего конкурента, немецкой Celesio AG, о покупке второго по величине российского дистрибутора - ГК "Протек", в состав которой входит аптечная сеть "Ригла". Дальнейшие действия немецкой компании на российском рынке пока неясны, участники рынка полагают, что дистрибутор на базе имеющихся активов выведет в Россию свою розничную сеть Lloyds. Они также не исключают новых поглощений.

Стимулом для столь значительных поглощений служит агрессивная экспансия "Аптечной сети 36,6" в регионах - компания является лидером рынка, сеть насчитывает около 1,1 тыс. аптек по всей России. Но на этом аптечная сеть останавливаться не планирует, до конца года "36,6" обещает расширить свою сеть до 1,5 тыс. торговых точек, а в следующем году открыть еще около 500. Аналитики оправдывают стратегию "Аптечной сети 36,6": завоевать существенную долю рынка сейчас возможно именно за счет сделок M&A. Поэтому в процессе консолидации участвуют и другие игроки рынка: сети "Ригла", "Доктор Столетов", "Старый лекарь".

Проявив высокую активность в поглощениях региональных игроков, крупные компании на будущее оставили себе не самые хорошие активы. "Лучшие региональные активы уже приобретены, поэтому каждая вновь приобретенная сеть чуть хуже предыдущей, не такая прибыльная", - говорит Юлия Гордеева. "Зачастую после приобретения какой-нибудь региональной аптечной сети часть торговых точек закрывается из-за неудачного расположения или по другим причинам", - добавляет гендиректор сети "Ригла" Ольга Шелудченко.

По мнению аналитиков, у частных фармацевтических компаний, тем не менее, есть еще один резерв увеличения активов. Местные региональные власти в этом году включились в процесс создания локальных сетей под своим управлением путем объединения убыточных аптек в государственные унитарные предприятия. Таким образом "кризисные" аптеки получают централизованное управление и единую систему закупок.

Рекомендуем:

  • Фотоистории