16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.47 / ₽ 7978
  • RTS1126.18
21 октября 2011, 14:42 НаукаТехнологииПолитика

«Союз» взлетел с Куру со второй попытки

Лента новостей

Запуск ракеты-носителя «Союз» из Французской Гвианы примечателен вдвойне: впервые российский аппарат взлетит не с территории бывшего СССР. Выведенные на орбиту спутники заложат основу европейской навигационной системы Galileo

Фото: AP
Фото: AP

Российская ракета-носитель «Союз-СТ» со спутниками европейской навигационной системы Galileo успешно запущена с космодрома Куру во Французской Гвиане в 14:30 мск пятницы. Отделение спутников от разгонного блока намечается в 18:20 мск. Изначально старт был запланирован на четверг, его пришлось перенести из-за неполадок в системе заправки.

Площадка в Южной Америке, с которой запустили «Союз», расположена в 500 километрах от экватора и в 13 километрах от места старта европейских ракет тяжелого класса «Ариан-5». Для воссоздания практически точной копии стартовых комплексов космодромов Байконур в Казахстане и Плесецк на севере России, используемых для запуска «Союзов» на протяжении десятилетий, пришлось расчистить густые заросли джунглей на площади в 120 гектаров, передает Би-би-си. Железнодорожная ветка длиной 700 метров ведет от монтажно-испытательного корпуса к стартовому столу, на котором — так же, как на Байконуре и в Плесецке, — ракету перед запуском устанавливают вертикально. Точно такие же яркие желто-голубые опорные фермы удерживали аппарат в стартовом положении. Место запуска охраняли военнослужащие «Французского легиона». На всякий случай космодром отрезали от внешних энергосетей — его питали собственные дизельные генераторы.

Европейцы предполагают, что «Арианы» будут использоваться для вывода на орбиту больших телекоммуникационных спутников, «Союзы», ведущие свою историю с 1957 года, станут забрасывать в ближний космос аппараты среднего размера, а «Веги», дебют которых намечен на следующий год, возьмут на себя доставку компактных грузов. «Ариан-5» берет на борт 10 тонн. Техники, рассчитанной на вывод на орбиту грузов весом 2,5-5 тонн, у европейцев нет. Поэтому «Союз» — оптимальный вариант», — рассказал BFM.ru инженер аэрокосмической отрасли из Франции Отман Немри.

Оператор космических пусков с Куру — компания Arianespace, основными владельцами которой являются Французское космическое агентство CNES (34%) и 100-процентная «дочка» европейского аэрокосмического гиганта EADS — Astrium (30%). Россия и Франция соглашения о сотрудничестве и запусках с космодрома Куру в 2003 году, но сроки реализации этого проекта откладывались из-за отсрочек и споров среди европейцев относительно бюджета Galileo. Запуск ракеты тормозило и выдвинутое россиянами условие: стартовый комплекс в Куру должен в точности походить на площадку на Байконуре. Минувшим летом, после неудачного запуска грузового космического корабля «Прогресс» с помощью ракеты-носителя «Союз», в Европе раздавались заявления о том, что пуск «Союза» с экватора вновь придется переносить.

В Arianespace отмечают, что в августе авария произошла не с той моделью «Союза», которая должна была стартовать в четверг с Куру. В то же время разгонные блоки других моделей, запланированные для следующих стартов из Гвианы, будут отправлены обратно в Россию для проверки, ремонта и возможной замены, сообщает Reuters.

Общая стоимость проекта «Союз в ГКЦ» (Гвианский комический центр), ставшего частью программы Европейского космического агентства, — 344 млн евро. Расходы российской стороны составляют 121 млн евро. Проект рассчитан минимум на 15 лет и 50 коммерческих запусков. Ожидается, что доходы участников составят 200 млн долларов в год при окупаемости проекта за семь-девять лет. Роскосмосу вырученные от проекта во Французской Гвиане средства позволят финансировать собственные космические программы. В то же время европейскому оператору Arianespace присутствие российских ракет на европейских стартовых площадках в Куру рядом с экватором позволит сократить издержки — при запусках с экватора требуется меньше топлива.

«У россиян проблемы с коммерциализацией и финансированием проекта «Союз», Arianespace непросто искать двух клиентов для полной загрузки «тяжеловозов» «Ариан-5». Сотрудничество России и Европы позволит сохранить на рынке корабли «Союз». А Arianespace станет своего рода монополистом, что осложнит выход на рынок коммерческих запусков потенциальных конкурентов, например, Китая и Индии», — рассказывает Немри. Глава Arianespace Жан-Ив Ле Галь сообщил, что использование «Союза» позволит компании чаще проводить запуски из Гвианы: «Это будет снижать удельную стоимость запуска для «Ариан-5», поскольку фиксированные расходы по стартовой площадке будут распределяться на большее число стартов». По словам Ле Галя, на создание аналога «Союза» Европа потратила бы 3-5 млрд евро. Возведение стартовой площадки для российских ракет в Куру стоило 400 млн.

«Еще один плюс, — рассказал Ле Галь в интервью Би-би-си, — состоит в том, что у нас появляется возможность запускать с французской территории некоторые спутники с засекреченным оборудованием, которые невозможно было бы отправить в Россию или Казахстан. Например, Galileo — его компоненты мы обязаны запускать только с французской территории». Гвиана — крупнейший заморский регион Франции.

Естественно, секреты есть и у работающих на космодроме Куру россиян. «Союз» производится в России, на космодроме во Французской Гвиане осуществляется только его монтаж. Этим занимаются российские специалисты, и, как рассказывают коллеги с Куру, россияне не очень готовы сотрудничать с европейцами и показывать, как они работают. Все технические детали выполняются вашими специалистами», — поделился наблюдениями с BFM.ru французский инженер Отман Немри.

Соперничество в сегменте коммерческих запусков очень жесткое, и не только Arianespace прибегает к сотрудничеству с Россией для снижения издержек, отмечает Reuters. Главный конкурент европейского оператора, совместное российско-американское предприятие ILS (International Launch Services), осуществляет эксплуатацию российской ракеты-носителя тяжелого класса «Протон» и проводит запуски с космодрома «Байконур» в Казахстане. Последний старт в рамках этой программы состоялся вечером 19 октября — ракета-носитель «Протон-М» вывела на орбиту американский спутник связи ViaSat-1. Кроме того, коммерческие спутники выводят с ракетно-космического комплекса морского базирования «Морской старт» с помощью ракет-носителей «Зенит». На сегмент бизнеса, в котором работают Arianespace и ILS, нацеливаются и американские стартапы вроде SpaceX, но эти проекты пока находятся на этапе тестов.

Десант с Байконура в тропическом раю

Французская Гвиана. Фото: yestravel.ru

В рамках проекта «Союз-Куру» во Французской Гвиане работают около 300 специалистов из России, сообщает побывавший в Куру корреспондент немецкого журнала Spiegel. Каждый вечер автобусы доставляют их из космического центра в населенный пункт Синнамари (Sinnamary), на время превратившийся в аналог подмосковного Звездного городка в тропиках. По вечерам бассейн гостиницы Hotel du Fleuve, где обосновались россияне, заполняют громко перекрикивающиеся мужчины, по рукам ходят бутылки с ромом. Ближе к ночи российские специалисты перебираются в ресторан Kafrine, где после поедания филе акулы под ванильным соусом затягивают песни в караоке вместе с европейскими коллегами.

По ночам в Куру оживленно: по улицам дефилируют проститутки из соседней Бразилии и продавцы наркотиков, а из прибрежных баров доносится креольский джаз. На попытку журналистов поговорить с ними инженеры отвечают нервным отказом. С репортерами позволено разговаривать лишь нескольким российским менеджерам — их можно распознать по белым брюкам и светлым туфлям-мокасинам.

Один из инженеров с Байконура, с которым удалось побеседовать немецкому журналисту, на плохом английском рассказал: трехмесячная командировка на экватор ему по душе, вот только общаться с европейцами тяжело. Сказывается как языковой барьер, так и культурные различия. Удивление инженера из России вызывает, в частности, экологический «бзик» европейцев: ЕКА использует около 600 измерительных станций, дабы удостовериться, что во время старта «Ариан-5» не нанесен ущерб окружающей среде. При этом в Куру неделями горят мусорные свалки, а реки отравлены ртутью — побочным продуктом нелегальной золотодобычи в джунглях. Молодого инженера удивляет и французская готовность по любому поводу объявлять забастовки. Однажды пришлось даже переносить запуск ракеты из-за акции протеста работников космодрома в Куру. На Байконуре подобное было бы немыслимо, успел рассказать собеседник Spiegel. Его рассказ прервало появление начальства.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию