16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.89 / ₽ 8131
  • RTS1171.06
24 октября 2011, 17:03 ОбществоПолитика

Военная тайна Минобороны

Лента новостей

На финансирование российской оборонки до 2020 года планируется выделить более 20 трлн рублей. Несмотря на ежегодный рост военных расходов, программы гособоронзаказа срываются одна за одной. Куда уходят деньги, Минобороны предпочитает хранить в секрете

Как расходуется военный бюджет, интересует и президента Медведева, и министра обороны Сердюкова. Фото: РИА Новости
Как расходуется военный бюджет, интересует и президента Медведева, и министра обороны Сердюкова. Фото: РИА Новости

Россия в последние годы сохраняет за собой место в пятерке стран с самыми большими военными бюджетами. В течение десяти лет — с 2011 по 2020 — планируется провести полное перевооружение российской армии и флота: на это, как заявил министр обороны Анатолий Сердюков, будет потрачено 19 трлн рублей.

С учетом потребностей других силовиков в новом вооружении и технике объем финансирования госпрограммы вооружений РФ до 2020 года составит, по словам вице-премьера Сергея Иванова, 22–22,5 трлн рублей. Заметим, что аппетиты Минобороны удовлетворены лишь на 80%: силовое ведомство оценило свои потребности в 28-36 трлн рублей.

Тенденция резкого наращивания военных расходов наметилась в 2009 году: тогда бюджет оборонки составил 1,6 трлн рублей (4,19% ВВП). Из них на финансирование оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ушло 970 млрд рублей (2,5% ВВП), а содержание армии обошлось бюджету в 670 млрд рублей (1,7% ВВП).

Надо сказать, что за предыдущие шесть лет (с 2000 по 2006 год) на эти цели в общей сложности было выделено 2,2 трлн рублей (90,3 млрд долларов). А с 1993 по 1999 год и того меньше — 80,75 млрд долларов.

С 1993 года по 1999 год расходы на оборону составили 463,1 млрд рублей (1993 год — 3,1 млрд рублей; 1994 год — 40,6 млрд рублей; 1995 год — 59,4 млрд рублей; 1996 год — 80,2 млрд рублей; 1997 год — 104,3 млрд рублей; 1998 год — 81,8 млрд рублей; 1999 год — 93,7 млрд рублей).

С 2000 года по 2006 год на оборону было потрачено 2,6221 трлн рублей (2000 год — 143 млрд рублей; 2001 год — 218,9 млрд рублей; 2002 год — 282,4 млрд рублей; 2003 год — 345,7 млрд рублей; 2004 год — 413,7 млрд рублей; 2005 год — 550,1 млрд рублей; 2006 год — 668,3 млрд рублей ).

В прошлом году на национальную оборону было потрачено на 1,2% больше, чем в 2009 году. Федеральный бюджет этого года, который называют военно-социальным, предусматривает чуть меньшие оборонные расходы — 1,5 трлн рублей. Однако «триллионная» тенденция сохранится. Последние данные взяты BFM.ru из проекта бюджета на ближайшие три года.

Так, в 2012 году «военная» составляющая федерального бюджета запланирована на уровне 1,85 трлн рублей (3,18% ВВП, где валовой внутренний продукт, по прогнозным показателям, составит 58 трлн рублей). В 2013 году — 2,098 трлн рублей (3,27 ВВП, где ВВП — 64 трлн рублей), в 2014 — 2,75 трлн рублей (3,92% ВВП, где ВВП — 70 трлн рублей).

Но еще не факт, что военное лобби не «продавит» гораздо большие расходы: ведь еще недавно сообщалось, что оборонный бюджет до 2020 года составит 13 трлн рублей, а сейчас речь идет уже о 19-22,5 трлн рублей.

Эффект от увеличения финансирования этой отрасли могут нивелировать высокие риски неэффективного исполнения гособоронзаказа, заявил в минувшую пятницу, 21 октября, глава Счетной палаты Сергей Степашин. «Выделение дополнительных ассигнований в оборону не является гарантией достижения необходимого народнохозяйственного эффекта, так как высоки риски неэффективного использования этих средств», — сказал он, выступая в Госдуме.

«Можно выделять очень большие деньги, и ничего не получать на выходе»

Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) весной этого года опубликовал список десяти стран-лидеров по объемам оборонных расходов за 2010 год. Его, как и в 2009 году, возглавили США, следом идет Китай, а третью и четвертую строчку разделили Великобритания и Франция. Замыкает эту пятерку Россия, доля которой в оборонных мировых расходах за 2010 год составляет 3,6%. Ниже РФ в этом списке расположились Япония, Саудовская Аравия, Германия, Индия и Италия.

Однако Россия, имея военные расходы, вдвое превышающие аналогичные показатели таких стран, как, например, Индия, Турция, Иран закупает новой техники для своих Вооруженных сил в несколько раз меньше, чем эти государства.

За счет собственных средств перевооружиться тоже не удается: эксперты отмечают, что оборонно-промышленный комплекс опирается на разработки еще советского времени, и никаких существенно новых подвижек в последние два десятилетия не произошло.

Государственная программа вооружения (ГПВ-2020) — по сути четвертая по счету. Первая предусматривала закупку и разработку боевой техники в период с 1996 по 2005 годы, ей на смену пришла программа ГПВ- 2010 (она «покрывала» 2001-2010 годы). В 2006 году в России была утверждена новая госпрограмма вооружений на 2007– 2015 годы (ГПВ-2015), стоимостью 5 трлн рублей: 63% средств планировалась израсходовать на закупки новой боевой техники. Однако, как и ее предшественницы, она не была выполнена практически по всем показателям.

Профессор Международного института исследований проблем мира в Осло Павел Баев в интервью BFM.ru отметил: «Опыт предыдущих программ показывает, что можно выделять очень большие деньги, и ничего не получать на выходе. И никто от этого не страдает. Я думаю, что программы принимаются, как и многие наши законы, не для того, чтобы выполняться, а чтобы на какой-то момент привести более-менее к балансу различные конкурирующие группы интересов. Ясно, что этот баланс является временным, его придется пересматривать все время».

По его словам, значительная часть денег идет не на армию, а на оборону, на военную промышленность. В Минобороны подтвердили, что с этого года намерены наращивать программы закупки новой техники: доля этих расходов в 2011 году составит 64% (правда, в прошлом году было 65%), но в 2012 году будет уже 66%, а в 2013 — 70%.

«Но куда эти деньги исчезают там, сказать совершенно невозможно, потому что непрозрачность полная, деньги уходят туда, как в черную дыру, эффективнее используются деньги, которые идут на боевую подготовку», — считает Баев.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин, которому критика военного бюджета стоила должности, заявил Business FM: «Я не против роста расходов на оборону. Но не в таком объеме и не в такие сроки. Эти программы нужно растянуть не на 10, а на 15 лет. Тогда мы можем уложиться». Он пояснил, что дело не только в том, что запланированные расходы тяжелы для бюджета, но и в неэффективном использовании средств.

А поскольку Минобороны умеет хранить военную тайну, проконтролировать, куда реально уходят бюджетные деньги, довольно затруднительно.

Портал BFM.ru совместно с Business FM подготовил серию материалов в рамках спецрасследования «Военная тайна Минобороны: как тратятся деньги налогоплательщиков». В течение недели опрошенные нами эксперты будут прокладывать маршрут движения бюджетных средств, выделенных на оборону и содержание армии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию