16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.19 / ₽ 8298
  • RTS1160.60
27 октября 2011, 18:30 КультураПраво

Суд оценил художества имитатора на 6 лет тюрьмы

Лента новостей

В Германии завершился громкий судебный процесс по делу о торговле поддельными картинами. Они были такого высокого качества, что даже маститые эксперты признавали их подлинниками. Фальшивки продавали через самые известные аукционные дома

«Красная картина с лошадьми», приписываемая кисти Кампендонка, в 2006 году ушла за рекордную для этого экспрессиониста сумму. Оказалось — подделка.
«Красная картина с лошадьми», приписываемая кисти Кампендонка, в 2006 году ушла за рекордную для этого экспрессиониста сумму. Оказалось — подделка.

На скамье подсудимых оказались четверо, они признаны виновными в подделке картин с целью продажи. Стараниями этой группы заметно «расширилось» наследие европейских модернистов, от Макса Пехштейна до Макса Эрнста.

Главным героем судебного процесса, продолжавшегося всего два месяца, стал художник Вольфганг Белтраччи (60-летний немец взял фамилию жены). Он получил 6 лет тюрьмы. Елена Белтраччи, торговавшая подделками, осуждена на 4 года. 5 лет за решеткой предстоит провести 68-летнему подельнику этой пары. 54-летняя свояченица живописца получила один год и девять месяцев условно.

Банда работала не без элегантности. Любителям искусства и дилерам они сообщали о существовании частных коллекций (собрание Вернера Йегерса, собрание Вильгельма Кнопса) с работами, якобы прежде скрытыми от посторонних глаз. Обман распознали далеко не сразу, некоторые полотна уходили с торгов, организованных аукционными грандами Sotheby's и Christie's.

История начала раскручиваться благодаря наследникам немецкого экспрессиониста Иоганна Мольцана. В 1987 году его вдова купила за 60 тысяч дойч-марок «Портрет Оскара Шлеммера». Подлинность полотна подтвердили специалисты из Лондона, но через несколько лет в результате химического анализа выяснилось, что портрет — фальшивка. Продавец получил условный срок, след от него вывел к некоему безвестному живописцу Вольфгангу Фишеру.

Оказалось, что тот на протяжении десятилетий имитировал картины художников XX века, в том числе Макса Эрнста, Фернана Леже, Кеса ван Донгена. Это были как работы, известные лишь по фотографиям и бесследно исчезнувшие в годы нацизма, так и оригинальные картины, которые, по словам Белтраччи, «было бы жаль не вписать в наследие художника». Кроме мастерства, у имитатора был вкус. Не зря пресса, наблюдая за этим делом, нередко сравнивала Белтраччи с Робином Гудом, указавшим напыщенным коллекционерам-невеждам на их глупость.

Предполагалось, что вердикт будет вынесен не раньше весны 2012 года — суд собирался выслушать с десяток экспертов и полторы сотни свидетелей. Однако вину свою обвиняемые признали, сразу же стали охотно сотрудничать со следствием, что заметно облегчило работу немецкой фемиде и ускорило судебный процесс.

Сговорчивостью можно объяснить и относительно невысокие сроки в отношении преступников, нанесших многомилионный ущерб (прокуратура требовала для них до 10 лет тюрьмы). Однако наблюдатели видят в этом желание поскорее и наименее болезненно закрыть эту главу в современной истории торговли предметами искусства. Втянув в аферу инстанции, живущие за счет своего авторитета — аукционные дома и престижные картинные галереи — преступники бросили тень на весь этот гигантский рынок.


Вольфганг Белтраччи может войти в историю как лучший имитатор нашего времени. Фото: monopol-magazin.de

Среди обманутых оказался и немецкий бизнесмен Райнхольд Вюрт, который приобрел поддельную, как оказалась, картину Макса Эрнста за 4,4 млн евро, и Музей Шпренгеля в Ганновере — туда попала фальшивая «Кошка в горах», написанная якобы Генрихом Кампендонком. Определяя подлинность, ошибся даже Вернер Шпис, признанный эксперт по живописи Макса Эрнста. Трудно не восхититься той тщательностью, с которой работал Вольфганг Белтраччи: он использовал старые холсты и подрамники, воспроизводил и типичные для того времени приемы.

Если ошибиться могут даже те, кому ошибаться нельзя, то стоят ли шедевры запрашиваемых за них миллионов? Суд в Кельне оценил ущерб от действий «великолепной четверки» во главе с Белтраччи в 16 млн евро, впрочем, истинный масштаб урона может быть значительно больше. Предполагается, что преступная группа продала более полусотни фальшивок, а в ходе процесса рассматривалось лишь 14 случаев.

Главный герой этой криминальной истории, судя по всему, воспринял вердикт суда не без облегчения — теперь Вольфганг Белтраччи может под своим именем войти в историю как один из самых искусных имитаторов стыка XX-XXI веков.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию