16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 90.30 / ₽ 8451
  • RTS1166.57
31 октября 2011, 14:18 ОбществоПравоПолитика

Партийные кассы: черно-белое кино

Лента новостей

В преддверии декабрьских выборов в Государственную думу в России набирает обороты весьма рентабельный бизнес: инвестирование в политические партии. Каждый вложенный рубль приносит три рубля дохода. Главное — знать, на кого ставить

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Парламентские выборы в России, назначенные на 4 декабря этого года, обойдутся федеральному бюджету в 7,1 млрд рублей.

Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России Станислав Вавилов ранее пояснял, что на предыдущие выборы в Госдуму было потрачено на 2,8 млрд рублей меньше. По его словам, более 90% из выделенной государством суммы направляется в регионы.

Если учесть, что ЦИК утвердил 112 млн бюллетеней для выборов депутатов Госдуму шестого созыва, то на каждого потенциального избирателя приходится по 63 рубля 39 копеек казенных денег.

Однако это только часть айсберга — реально выборы обойдутся дороже для всех: и для государства, и для самих партий, и для тех, кто спонсирует участников выборной гонки.

Откуда партии берут деньги на выборы, а также о соотношении «белой» и «черной» кассы — в совместном проекте BFM.ru и Business FM.

Государственное финансирование

В соответствии с федеральным законом от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», преодолевшие 3-процентный барьер партии имеют право на получение финансовой помощи от государства. О том, в каком объеме получают бюджетное финансирование ведущие политические партии, станет известно весной 2012 года — когда они предоставят отчетность за прошлый год. Однако представление о порядке цифр можно получить, ознакомившись с аналогичными отчетами за 2010 год.

Так, например, «Единая Россия» получила из федерального бюджета 894,2 млн рублей, КПРФ — 161 млн рублей, ЛДПР— 113,2 млн рублей, «Справедливая Россия» — 107,6 млн рублей, сообщается на сайте Центризбиркома.

Как наполняются избирательные фонды

Консолидированный бюджет каждой партии складывается из нескольких составляющих. У «больших» партий, которые выдвинули федеральный список кандидатов и набрали более 3% голосов избирателей, это поступления из федерального бюджета, средства собственного избирательного фонда (формируется из собственных средств партии, добровольных пожертвований юридических лиц и физлиц). У партий поменьше «кошелек» наполняется за счет взносов и пожертвований, в том числе в региональный избирательный фонд партии.

В законе сказано, что избирательные фонды политических партий могут создаваться только за счет собственных средств политической партии (которые в совокупности не могут превышать 50% от установленной предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии; добровольных пожертвований граждан (не более 0,07% от размера предельной суммы) и юрлиц (не выше 3,5% от размера предельной суммы). Аналогичным образом формируются избирательные фонды региональных отделений политических партий.

Перед выборами 2011 года предельный размер федерального избирательного фонда — это сумма, которую могут тратить политические партии из данного фонда — был увеличен до 700 млн рублей (четыре года назад она составляла 400 млн рублей). Для региональных избирательных фондов предельная сумма расходов установлена в рамках от 15 млн до 55 млн рублей, в зависимости от количества избирателей, зарегистрированных в соответствующих субъектах федерации.

«Если говорить о формировании фондов, то есть федеральная часть и есть региональные бюджеты. Это разные деньги, — подчеркивает в интервью BFM.ru Лилия Шибанова, исполнительный директор ассоциации «Голос». — Бюджетные деньги даются для поддержки партии в течение всего периода по результатам предыдущих выборов. На избирательную кампанию деньги собираются партией: то есть это пожертвования от юридических лиц и физических лиц. Все, что касается официальной части (сколько денег поступило, как они израсходованы), это все достаточно прозрачно, потому что сдаются финансовые отчеты регулярно».

На прошлой неделе филиалы Сбербанка, через которые проходят все платежи на предвыборные цели партий, предоставили в ЦИК информацию о поступлении средств на счета партий-кандидатов и о расходовании этих денег по состоянию на 20 октября текущего года.

В избирательный фонд «Единой России» из собственных средств партии поступило 200 млн рублей. Израсходовано 31,6 млн рублей.

В фонд «Справедливой России» пришло 14,5 млн рублей (кстати, в 2007 году у партии эсеров был самый большой избирательный фонд: 299 млн рублей (по этому показателю справороссы опередили партию власти на 35 млн рублей). На момент предоставления информации, то есть на 20 октября текущего года) партия израсходовала 4,2 млн рублей.

Партии «Яблоко» удалось собрать 64,4 млн рублей, а израсходовать 51 млн рублей.

Партия «Патриоты России» получила 410 тысяч рублей, а потратила 128 тысяч рублей.

В избирательный фонд ЛДПР от 13 юрлиц в общей сложности поступило 343 млн рублей. При этом партия израсходовала 87 млн рублей.

В фонде «Правого дела» оказалось 350,7 млн рублей, в том числе 712 тысяч рублей — пожертвования от двух частных лиц. Поскольку они превысили норму, прописанную в законе, партии пришлось вернуть 11 тысяч рублей. Правые на момент отчетности израсходовали 604,6 тысячи рублей.

В фонд КПРФ поступило 27, 4 млн рублей. Из них 1,1 млн рублей — пожертвования от двух юридических лиц (600 тысяч рублей от сельхозкооператива «Хузунгаевский» и полмиллиона рублей от Курского регионального общественного фонда «За возрождение») и еще 900 тысяч рублей пожертвовали частные лица. Коммунисты потратили 22,6 млн рублей.

Как следует из документов, все участники предвыборной гонки тратили свои деньги на агитацию — выпуск и распространение печатных материалов (листовки, плакаты, рекламные щиты и т.п.), изготовление и распространение аудиовизуальных и других информационных материалов.

Лилия Шибанова отмечает, что на данный момент «белый потолок» избирательного фонда достаточно высок (в 1,8 раз выше, чем в 2007 году), и «поэтому для большинства партий не существует проблемы финансировать свои избирательные действия из разных источников».

По ее оценкам, избирательный фонд каждой партии может превышать 3 млрд рублей.

Таким образом, емкость «рынка» парламентских выборов составляет от 21 до 26 млрд рублей. Не факт, что партии будут тратить все имеющиеся в запасе деньги: за лояльность электората некоторых из них уже «заплатили» предприятия и компании, которые взяли на себя расходы за решение социальных проблем. Скажем, построили спортивные комплексы, оборудовали детские площадки, благоустроили дворы, отремонтировали дома. Эксперты считают «серыми» такого рода пожертвования на выборы.

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко в интервью BFM.ru прокомментировал: «Сейчас не начало 90-х, тем более тогда были очень жесткие ограничения по размерам избирательных фондов, и все партии вынуждены были работать «в черную» Я думаю, что сейчас соотношение «белых» и «черных» денег примерно 2:1. [Избирательные фонды] существуют за счет лояльного бизнеса».

Неравные условия

Совершенно очевидно, что парламентские партии находятся в более выгодных финансовых условиях, чем их конкуренты. Олег Кудинов, президент Центра политического обучения и консультирования, политолог, политтехнолог в беседе с BFM.ru отмечает: «Официальные фонды — это малая часть, 1:10 примерно. Для партии власти действует и другой принцип: для нее очень много скидок. Например, одной партии размещение баннера будет стоить 50 тысяч рублей, а «Единой России» может стоить всего 7 тысяч. Административный ресурс дает возможность сэкономить до 80% средств. Те, кто не имеет административного ресурса, вынуждены либо не использовать эти методы агитации (СМИ, баннеры), либо платить по полной программе».

Общий хронометраж телеперадач в период прошлой предвыборной кампании выглядел следующим образом: «Единая Россия» мелькала на экранах 29 часов 23 минут 11 секунд, КПРФ — 19:15:44, СПС — 14:43:44, «Справедливая Россия» — 14 часов 4 минуты и 55 секунд, а ЛДПР — 13:34:33. Если разница между ЕР и ЛДПР составляла почти 16 часов, то что говорить о непарламентских и оппозиционных партиях.

На то, что непарламентским партиям приходится тратить гораздо больше денег, чтобы пробиться, обращает внимание и Лилия Шибанова: «Надо понимать, что у партии власти такие преимущества, о которых даже невозможно сказать в цифрах, потому что практически все чиновники используют служебное положение, связь, машины, помещения, агитируют, занимаются чуть ли не прямой избирательной кампанией, используют любые информационные поводы— я даже не берусь сказать, в какие суммы это выливается в итоге».

Парламентские партии пользуются преференциями: мало того, что они получают бюджетные деньги на поддержку своей организации в течение всего периода, они еще получают достаточно мощное нефинансовую поддержку: они не собирают подписи, отмечает собеседница BFM.ru. «А это огромные расходы: можете себе представить, собрать 150 тысяч подписей в 50 субъектах? В льготном положении из непарламентских сейчас только «Правое дело», потому что это новая партия, — говорит Шибанова.

Андрей Пионтковский, политолог, настроен категорично: «[Отчеты партий] — это все такой же камуфляж, как все остальное в нашей политической жизни. Например, опять о нашем замечательном тандеме. Стоимость совместной прогулки Путина и Медведева на комбайнах составляет миллионы и, может быть, даже не рублей, если считать, какой полк ФСО был высажен в этом краснодарском селе. Совершенно очевидно, что это самая что ни на есть предвыборная кампания партии «Единая Россия», которая 24 часа не слезает с экранов телевизора, а это миллионы долларов, если судить по официальным коммерческим расценкам.

По словам Андрея Пионтковского, оппозиционные партии пытаются добиться равных условий. «КПРФ недавно официально попробовала протестовать и совершенно справедливо потребовала предоставить Зюганову два часа интервью с Кулистиковым, Эрнстом и Добродеевым. Естественно им ответили, что лидер партии «Единая Россия» Владимир Путин в это время выступал в роли премьер-министра, а первый номер «Единой России» на соответствующих перфомансах выступает как президент РФ. Поэтому любое соревнование с ними бессмысленно. Тут все эти бюджеты имеют такой же характер симуляции и иллюзии, как все наши другие политические институты», — считает политолог.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию