16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1134.77
1 ноября 2011, 13:12 ОбществоПравоПолитика

В предвыборной гонке на иноходца ставить рискованно

Лента новостей

Политика — это игра, в которой ставят на власть и деньги. Партия, которая хочет победить в этой игре, должна уметь зарабатывать: то есть быть ликвидным и привлекательным для инвесторов товаром. Кто из семи игроков на сегодня имеет больше шансов

Фото: BFM.ru
Фото: BFM.ru

Самая консервативная оценка издержек избирательной кампании в 2011 году — 675 млн долларов, а доход предприятий, инвестировавших в нее, составит порядка 2 млрд долларов. Такой прогноз в «Ведомостях» сделали ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев и профессор Йельского университета и Российской экономической школы Олег Цывинский.

Они взяли за основу исследования Максима Миронова и Екатерины Журавской, посвященные бизнес-составляющей региональных выборов в период 1999-2004 года и экстраполировали их результаты на декабрьские выборы 2011 года.

По оценкам Миронова и Журавской, в регионах РФ предприятия финансировали выборы в среднем на 2,5 млн долларов (по стране — 200 млн долларов). На следующий после выборов год спонсоры получали выгодные контракты, доход от которых втрое превышал расходы на финансирование партии. Объем «черной кассы» в расчете на 85 регионов страны (включая Дагестан и Чечню), по данным авторов исследования, составил 212 млн долларов.

Спонсоры ищут партии, чтобы заработать денег

Если предположить, что с 2004 года доля коррупционных услуг в ВВП не изменилась, а экономика в долларовом эквиваленте выросла в 3,2 раза, то и издержки на избирательную компанию составят как минимум 675 млн долларов, считают Гуриев и Цывинский.

При этом компании-спонсоры на каждый вложенный доллар получат три доллара дохода. Получается, что доходность такого бизнеса, как инвестирование в партии, может составлять до 300%. Впрочем, чтобы получить «правильный» контракт после выборов, нужно заручиться поддержкой той партии, у которой есть шанс выиграть с неплохим результатом.

По данным опроса «Левада-Центра» (замеры были проведены в августе, результаты опубликованы в сентябре), если бы выборы проводились на момент опроса, за «Единую Россию» проголосовали бы 53-54% избирателей, за КПРФ — 17-18%, ЛДПР получила бы 12-13% голосов, «Справедливая Россия» — 5-7%, остальные партии не имели бы никаких шансов попасть в ГД.

Олег Кудинов, президент Центра политического обучения и консультирования - политолог, политтехнолог, рассказал BFM.ru: «С предпринимателями, которые предоставляют некие услуги во время выборов, партия, конечно, рассчитывается. Услуга за услугу, бартер такой. Официальные бюджеты партий — это действительно для партии власти 1/10, для всех остальных 1/5, но не больше. Очень много «серого» нала. Наиболее жестко контролировались все эти финансовые схемы до 2003 года, там за нарушение финансовое снимались с выборов, теперь этого практически нет».

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко рассказал BFM.ru: «Как правило, за пределами предвыборных фондов остаются какие-то благотворительные акции, которые делают фонды поддержки партии или еще какие-то организации, аффилированные с кандидатами».

Кошелек кандидатов

Президент Медведев, возглавивший федеральный список «Единой России», представил в ЦИК сведения о доходах за год. Он составляет 3 млн 378 тысяч 673 рубля 63 копейки. У Медведева также есть квартира в Москве площадью 367,8 кв. метра и два гаража площадью 16,2 и 16,3 кв. метра для раритетных «ГАЗ-21» выпуска 1962 года и «ГАЗ-20» 1948 года выпуска.

Самый богатый в федеральном списке «ЕР» — депутат Госдумы Григорий Аникеев, доход которого оценивается в 878 282 525 рублей, а самый состоятельный единоросс — пятый номер по Тульской области Михаил Зубицкий, совладелец металлургического холдинга «Кокс», заработавший в прошлом году 1,9 млрд рублей.

Доход лидера КПРФ Геннадия Зюганова составляет 2,1 млн рублей.

А глава ЛДПР Владимир Жириновский оказался бездомным держателем 73,5 млн акций ВТБ. Самым состоятельным в федеральном списке либерал-демократов является Андрей Луговой (его годовой доход — 1 млн 961 тысяча 840 рублей, в собственности автомобиль Toyota Land Cruiser 200 2008 года выпуска, а сбережения на счете в ККО «Барнаул-Демидовский» «Альфа Банк» - 12 млн 757 тыс. 574 рубля).

Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов заработал в Совфеде и на вкладах 2 444 334 рубля.

Скромнее других выглядят кандидаты от партии «Правое дело»: доходы большинства из них не превышают 1 млн рублей. Лидер федерального списка Андрей Дунаев за год заработал 2 млн 175 тысяч рублей. У него счет в Сбербанке на 64 тысячи рублей, квартира в Москве площадью 91,8 кв. метров, легковой автомобиль Subaru Tribeca 2008 года и мотоцикл BMW R1200GS.

У второго номера, Андрея Богданова, доход в размере 900 тысяч рублей, два земельных участка и дом в Московской области, а также квартира и гараж в Москве, четыре автомобиля: Nissan Teana, BMW-335I, Audi-Q7 и Peugeot-306 1998 года.

Самая состоятельная из правых — теннисистка Анна Чакветадзе, у которой Porsche Cayenne и две квартиры: в Москве и Краснодарском крае. Ее доход составил порядка 9 млн рублей.

Личный доход кандидатов от той или иной партии не оказывает сильного влияния на предпочтения спонсоров. Драйвером инвестиционной активности является «вес» партии и то, имеет ли она доступ к распределению благ, которые интересуют бизнесменов.

Так, опыт прошлых думских выборов показывает: спонсоры сделали ставку на «Справедливую Россию», потому что у ее лидера — тогда спикера Совета Федерации — был огромный административный ресурс.

Главным спонсором партии эсеров ранее считался Александр Бабаков, который возглавлял совет директоров ФК «ЦСКА» (с его именем также связывают рынок «Лужники», гостиницу «Аэрополис» и турфирму «Латина», латвийский Темпбанк, компанию VS Energy в Украине, которая владеет энергетическими объектами и гостиницами в Крыму и Киеве). В регионах среди спонсоров «Справедливой России», в частности, были «Северсталь», ОАО «Апатит», «Орелоблгаз», питерская строительная компания ЛСР.

На втором месте в рейтинге предпочтений спонсоров образца 2007 года была «Единая Россия». На предыдущих парламентских выборах «ЕР» была лидером по объему средств, поступивших от НКО, чьи источники финансирования отследить практически невозможно (например, в первом полугодии 2006 года партия власти получила 356,3 млн рублей из 54 фондов).

В декабре 2006 года были приняты поправки в закон о выборах, запрещающие принимать пожертвования от НКО, компаний с иностранным участием и госучастием, а также от религиозных организаций.

Самые крупные «жертвы» партии власти в период с 2005 по 2009 годы принесли «Евроцемент груп» (253 млн рублей за два года), «Мечел», «Объединенные кондитеры» («Гута»), «Мотовилихинские заводы», МТЗ «Рубин», «Аксайская земля» и «Аксайская птицефабрика», НЛМК, а также банк «Пересвет» (имеющий отношение к РПЦ ), «Новые спортивные технологии» и «Норильский никель». Группа «Красный Восток» — в составе которой КВ-Агро», «КВ-Строймонтажсервис», Энергобанк и торговая компания «Эдельвейс» — пожертвовала 26,5 млн рублей. А вот «Газпром» потратился не сильно: всего 3,4 млн рублей за три года. Разовое вливание в размере 1 млн рублей сделала компания «Интера» в 2008 году.

Партии ищут спонсоров, чтобы получить власть

На выборах в Госдуму пятого созыва каждой партии разрешалось истратить не более 1,8 млрд рублей. Приблизиться к этому порогу сумела только партия власти: «Единая Россия» истратила в 2007 году 1,5 млрд рублей. Почти вдвое меньше — 720,4 млн рублей — израсходовала четыре года назад «Справедливая Россия». Либеральным демократам пришлось уложиться в 622 млн рублей, коммунистам — в 234 млн рублей.

Как считают опрошенные BFM.ru эксперты, и в этом году многие партии столкнутся с дефицитом денег.

Партия власти всегда может договориться с бизнесменами, уверен Олег Кудинов. Другим сложнее, но у многих партий уже сложился «свой круг» спонсоров. «У ЛДПР свои финансовые спонсоры, которые много лет уже одни и те же. У КПРФ — свои, у партии «Яблоко» — не знаю, кто, — говорит политолог. — У «Справедливой России» были одни спонсоры, теперь что-то меняется у них, как только почувствовали, что не туда ветер дует, стали расходиться».

Так, например, бывший член «Справедливой России» и ее спонсор, вице-спикер Госдумы Александр Бабаков в июле присоединился к «Народному фронту». Тамбовское отделение «Единой России» в сентябре этого года включило его в список партии в числе восьми беспартийных кандидатов.

Эсерам не повезло потому, что лидер партии Сергей Миронов был вынужден оставить кресло спикера Совета Федерации. Это ослабило его позиции как в глазах конкурентов, так и в глазах потенциальных спонсоров.

В интервью «Ведомостям» 24 октября Миронов сообщил, что у его партии несколько десятков спонсоров. «Это разные компании — малые и средние, — и я никогда их не назову, потому что мы договаривались, что они помогают нашей партии анонимно, поскольку боюсь последствий для них (заметим, что закон запрещает пополнять избирательные фонды за счет анонимных спонсоров — BFM.ru). Единороссы все ищут, где же деньги партии, откуда они приходят. Ищут с одной целью: задушить этих спонсоров, вплоть до возбуждения уголовных дел против бизнесменов, которые помогают нам».

Миронов заверил, что представителей крупного бизнеса среди спонсоров партии нет. Что касается руководителя аппарата партии Олега Михеева (19-е место в списке рантье Forbes, владеет Diamant Development Group и 10-е место в списке Forbes «Бизнес и власть» 2010 года с состоянием 706,4 млн рублей) и члена думской фракции Сергея Петрова (169-е место в Forbes, состояние — 550 млн долларов, владелец компании «Рольф»), то они «не финансируют партию, они среди спонсоров не значатся. Я думаю, они профинансируют сейчас свои выборы [в регионах] — и всё».

Из-за того, что политический флюгер сменил направление, серьезной финансовой поддержки лишилась и партия «Правое дело». Миллиардер Михаил Прохоров, который возглавил «Правое дело» 25 июня, собирался инвестировать в нее 100 млн долларов и поставил цель добиться для партии второго места на выборах, сформировав влиятельную парламентскую фракцию. Эксперты даже допускали, что ресурсы владельца группы «Онэксим» помогут правым преодолеть 7-процентный барьер и попасть в Госдуму. Но 15 сентября Михаил Прохоров со скандалом вышел из проекта, и вряд ли сейчас найдутся желающие рискнуть своими деньгами во имя победы на выборах партии, от которой отвернулся Кремль.

Представители бизнеса не станут рисковать своими деньгами, вкладываясь в других «иноходцев», к числу которых аналитики относят оппозиционные партии.

Отсутствие жертвователей, как считает политтехнолог Константин Калачев, вынудит партии «места продавать». «Или не продать, а отдать взамен на благодарность и помощь партии. Можно по-разному это называть. Но по факту это продажа. Слухи такие ходят, что в среднем партии называют 5 млн долларов за проходные места. Я под этой цифрой не подпишусь, но люди говорят»,— приводит слова Калачева «Коммерсантъ».

По его мнению, мандат не всякой партии является ликвидным товаром. Он считает, что не каждый бизнесмен захочет иметь «обязывающий» мандат КПРФ, и на мандат «Яблока», шансы которой попасть в Госдуму минимальны, тоже спроса нет.

Сергей Миронов пошел от обратного: он не стал обменивать мандаты на спонсорскую помощь, он готов предложить бартер — мандат за работу в предвыборной кампании.

Так, известный в медийных кругах Леонид Левин включен в федеральную восьмерку «Справедливой России» в благодарность за помощь, которую он оказал партии на прошлых выборах и как аванс на будущее.

«То, что мы были [в 2007 году ] на телевидении, — это его заслуга. Он решает все эти вопросы — и очень успешно. Левин был в Белгородской региональной группе, стоял первым номером. В этот раз мы вписали его в восьмерку, рассчитывая, и не без оснований, что все переговоры по медийной части он возьмет на себя… Вот этим он нам полезен, ценен, и включение его в список — за заслуги в той кампании: он отпахал, а мандата ему не досталось. Конечно, избиратели его не знают. Его знает Константин Эрнст, его знает Олег Добродеев, знают все, кто занимается интернет-ресурсами. Он технолог. Мы не ставим звезд, мы ставим профессионалов. Это аванс, чтобы он отработал эту кампанию», — признался Миронов «Ведомостям».

«Практически все, у кого есть команды полевые — агитаторы, пользуются «серыми» и «черными» схемами, — говорит BFM.ru Олег Кудинов. — Конечно, все пишут, что готовы помогать партии за бесплатно, но на самом деле мы понимаем, что люди все равно работают за деньги. Просто у нас это не принято афишировать. А в Украине я наблюдал, как бригадиры от каждой партии рассчитывались со своими активистами, со всеми, кто стоял на митинге. Если вышла какая-то «Молодая Россия» или «Наши», конечно, они сейчас не получают деньги за стояние, но с ними каким-то другим образом рассчитываются. За идею сейчас не принято работать, потому как концепция страны вся такая, что надо платить за сделанную работу».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию