16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 86.61 / ₽ 8169
  • RTS1154.76
7 ноября 2011, 18:37 ОбществоПравоПолитика
Актуальная тема: Борис vs. Роман

Мастер и подмастерье сошлись в суде Лондона

Лента новостей

Суд Березовский vs Абрамович выглядит как кинодрама о мастере-олигархе и ученике, которые построили доходный бизнес, но рассорились, когда политические «ветры» в России внезапно поменяли направление, комментирует The Wall Street Journal

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Судебная тяжба Бориса Березовского против Романа Абрамовича, выходящая за рамки сугубо делового спора, выглядит как кинодрама о мастере-олигархе и ученике, комментирует The Wall Street Journal.

Они вместе строили бизнес, а когда политические «ветры» в России изменили направление — поссорились. Мастер, Березовский, уехал из страны и растерял былое влияние. Его протеже, Абрамович, остался и стал одним из самых богатых в России. Трактовки бывших деловых партнеров относительно их бизнеса и взаимоотношений во многом противоречат друг другу. Экскавация прошлого в британском суде продолжается.

Роману Абрамовичу удалось занять видное положение, не раскрывая почти никакой информации о том, как он заработал власть и богатство, пишет газета. В зале суда завеса молчания распадается, комментирует газета.

В «процессе века» истец Березовский утверждает, что Абрамович вынудил его продать акции компании «Сибнефть» по цене, значительно ниже рыночной, якобы угрожая тем, что в противном случае тогдашний президент Путин экспроприирует компанию. Абрамович отрицает это. Березовский требует компенсации в размере 5,6 млрд долларов.

Он также утверждает, что Абрамович нарушил договор, тайно продав акции металлургической компании «РусАл», которыми управлял по трастовому договору с Березовским.

Абрамович заявляет, что Березовский никогда не владел долей ни в одной из этих компаний.

Постсоветская Россия, в которой они когда-то занимались бизнесом, представляла собой «общество без закона», заявил в октябре адвокат Абрамовича Джон Сампшн. «Если обратиться к нашему национальному опыту, нам нужно вернуться в 15 век, чтобы найти что-то сопоставимое», — цитирует мнение британского юриста The Wall Street Journal.

Сумма около 2,5 млрд долларов, якобы выплаченная Березовскому за несколько лет со счета Абрамовича, не была частью прибыли от нефтяного или алюминиевого бизнеса, как утверждает истец, а была скорее платой за «политическую протекцию», которую оказывал когда-то имевший хорошие связи Березовский. В России эта услуга называется «крышей».

Эксперты в области права говорят, что Березовскому будет трудно доказать факт заключения соглашений о прибыли, которые не были оформлены в письменном виде, но были скреплены — если они действительно существовали — лишь рукопожатием и кодексом чести олигархов, комментирует The Wall Street Journal.

Однако, по мнению некоторых, вид врага, отвечающего на неприятные вопросы адвокатов противной стороны относительно его смутного прошлого, — уже своего рода победа для опального олигарха.

В частности, Абрамовича в суде попросили объяснить, за что он был задержан в 1992 году, когда пропали 55 цистерн с дизельным топливом с Ухтинского НПЗ. Тогда прокуратура заподозрила задержанного в подделке документов. Потом цистерны нашлись. Абрамовича выпустили. Ответчику также был задан вопрос, случалось ли ему или его бизнес-партнерам когда-либо подделывать документы.

Сторону истца также интересовало, как ответит Абрамович на вопрос о торговле оружием. Абрамович заявил, что торговал только нефтью и нефтепродуктами, а на все продажи вооружений в России действует госмонополия.

Ни Абрамович, ни Березовский, ни представитель Путина не стали комментировать материал The Wall Street Journal.

В 1990-ые, когда Абрамович стал успешным нефтетрейдером и получал большую часть ресурса от сибирского предприятия «Ноябрьскнефтегаз» и НПЗ в соседнем городе Омске, он понял, что можно добиться более высокой рентабельности за счет объединения этих активов. Но чтобы это сделать и получить контроль над объединенной компанией, ему нужен был покровитель со связями, чтобы повлиять на государственных чиновников, комментирует The Wall Street Journal. Таким человеком был математик Березовский, который на 20 лет старше Абрамовича и который создал крупный автодилерский бизнес, к тому же он был дружен с членами семьи тогдашнего президента Бориса Ельцина.

Березовский увидел перспективы в предложенной Абрамовичем идее консолидации двух нефтяных компаний. Березовский на тот момент только получил контроль над телеканалом ОРТ, который нес большие убытки, а нефтяная компания могла обеспечить источник финансирования, пишет издание.

Березовский попытался бы убедить президента Ельцина объединить две государственные компании, от которых Абрамович получал свою нефть, в одну — «Сибнефть» — и провести ее приватизацию. Он должен был бы уговорить Семью, что телеканал Березовского с подпиткой денежных потоков «Сибнефти» будет обеспечивать положительное информационное освещение Ельцина в предвыборной кампании 1996 года.

Адвокат Абрамовича, Джон Сампшн, признал эту сделку недобросовестной, добавив: «Я признаю, разумеется, что мой клиент был к ней причастен. Но реальность такова, что именно так строился бизнес в России в тот момент», — цитирует The Wall Street Journal.

Абрамович оценил, что если нефть новой компании будет поставляться через его трейдинговые структуры, это увеличит их прибыль на 60 млн долларов в год. Березовский заявил, что ему потребуется около 30 млн долларов в год на телеканал и личные расходы, следует из заявления свидетеля Абрамовича.

На этом показания олигархов расходятся. Абрамович это опровергает, а Березовский настаивает, что они договорились о совместной собственности и распределении прибылей в соотношении 50 на 50 после создания и приватизации «Сибнефти».

Как бы то ни было, российское правительство создало «Сибнефть». И когда компанию приватизировали в ходе нескольких аукционов, компании Абрамовича их выиграли.

Абрамович сообщил, что, договорившись в 1995 году с Березовским о сотрудничестве, пообещал в первый год заплатить ему за «поддержку» 30 миллионов долларов. В основном эти деньги пошли на содержание телеканала ОРТ, которым тогда активно занимался Березовский, а также на оплату личных долгов предпринимателя, сообщает РАПСИ.

Абрамович также заявил, что миллионы долларов нередко передавались Борису Березовскому наличными. В частности, по его словам, из 10 миллионов, за которыми Березовский обратился к нему осенью 1995 года, 5 миллионов были наличными. Еще 4 миллиона принадлежащая Абрамовичу компания Runicom SA перевела на счета «ЛогоВАЗа».

Березовский утверждает, что в 1995 году не получал никаких платежей.

В целом, по словам Абрамовича, в 1996 году в адрес Березовского было перечислено 80 млн долларов, в 1997-1998 годах еще по 50 млн долларов. Платеж в 1999 году был больше, но назвать точную сумму Абрамович не смог. «Думаю, мы заплатили за ТВ 6 и «Коммерсантъ», — сказал предприниматель.

На честном слове

Адвокат Березовского Лоренс Рабиновитц отметил, что никаких документов, за исключением одного, которые подтверждали бы сказанное Абрамовичем, не существует. Защита истца полагает, что ответчик не представил никаких свидетельств, чтобы доказать сам факт платежей.

Вопрос выплат обсуждался и на встрече между Абрамовичем, Березовским и Патаркацишвили в аэропорту Ле-Бурже во Франции, о которой также говорилось на суде. Адвокаты Березовского утверждают, что речь шла о части прибыли предприятий, по их словам, совместно принадлежавших Березовскому и Абрамовичу. Однако Абрамович настаивает на том, что сущность платежей была совсем другой.

«В сентябре-октябре 2000 года, когда Березовский выехал из России, все его счета были заморожены. И оказалось, что у него есть только около одного миллиона долларов. Долго на эту сумму он прожить не смог бы», — передает Русская служба Би-Би-Си слова Абрамовича.

Осенью 2000 года Березовский решил не возвращаться из-за границы в Россию после того, как Генпрокуратура РФ объявила о намерении предъявить ему обвинение в хищении государственных средств в рамках дела «Аэрофлота».

По словам Березовского, окончательное решение о продаже их с Патаркацишвили долей в бизнесе было принято после ареста бывшего первого заместителя генерального директора «Аэрофлота» Николая Глушкова. Березовский обратил особое внимание на пикантность ситуации с Глушковым, арест которого произвел на него неизгладимое впечатление и который он расценивает как свидетельство давления на него с целью продажи принадлежавших ему активов, передает РАПСИ.

Много говорилось и о продаже Березовским ОРТ, сообщает РАПСИ. Предприниматель утверждает, что первым активом, которого его якобы лишили, был телеканал ОРТ, в котором ему принадлежало 49% акций. Адвокаты Березовского цитировали показания своего клиента, который рассказывает, что тогдашний президент Владимир Путин был крайне недоволен тем, как телекомпания освещала трагедию подводной лодки «Курск», передает Би-Би-Си.

Олигархи дают кардинально разные трактовки по поводу того, как складывалась их судьба после 2001 года. Березовский утверждает, что его конкурент преуспевал благодаря тому, что стал орудием Кремля, лояльным олигархом, который был за это вознагражден, пишет The Wall Street Journal.

По версии Абрамовича, пишет The Wall Street Journal, его бывший друг просто не смог адаптироваться к меняющимся временам, новой и более дисциплинированной среде бизнеса, которой положил начало Путин, к эпохе, когда «крыша» и политические посредники стали пережитками прошлого.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию