16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
15 ноября 2011, 17:52 КонфликтыПолитикаОбщество

Таджикские мигранты жалуются на гонения

Лента новостей

Правозащитные организации сообщают о многочисленных фактах нарушения прав таджикских трудовых мигрантов в России. За последние несколько дней на родину были депортированы десятки гастарбайтеров из Москвы и Петербурга и еще сотни ожидают решения судов о выдворении из страны

Поток гастарбайтеров из Таджикистана в Москву растет с каждым днем, несмотря на депортацию их земляков. Фото: ИТАР-ТАСС
Поток гастарбайтеров из Таджикистана в Москву растет с каждым днем, несмотря на депортацию их земляков. Фото: ИТАР-ТАСС

В интервью bbcrussian.com представитель Федеральной миграционной службы России Залина Корнилова сообщила, что за различные административные правонарушения задержаны 297 граждан Таджикистана.

Одновременно российские власти заявляют о борьбе с нелегальной миграцией и отрицают связь высылки с делом пилотов (граждан России и Эстонии), приговор которым на прошлой неделе вынес таджикский суд. Однако в Душанбе уверены, что высылка нелегальных таджикских мигрантов из России — ответ Кремля на приговор российскому летчику в Таджикистане. Кроме того, в стране не считают простым совпадением время, выбранное для полицейских проверок.

Посольство Таджикистана в Москве сообщило о создании специального штаба, куда могут обратиться за помощью подвергшиеся гонениям таджикские мигранты. Дипломаты подтвердили, что число обращений граждан Таджикистана с жалобами на действия российских правоохранительных органов за последние несколько дней значительно возросло.

«Количество обращений в посольство увеличилось. К нам звонят в основном те, кого задержала полиция. Мы стараемся разобраться на месте со всеми жалобами. Есть мигранты-нелегалы, но много и тех, у кого документы в порядке, но и они подверглись гонениям со стороны российских полицейских. Были случаи ареста людей, имеющих на руках билеты», — рассказал Мурод Бурибоев, пресс-секретарь посольства Таджикистана в Москве.

Таджикские парламентарии заявили о намерении посетить российские регионы, чтобы встретиться с трудовыми мигрантами и обсудить вопрос о правовом положении гастарбайтеров со своими коллегами из Госдумы.

По мнению Каромата Шарипова, председателя общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты», депортация таджиков — это демонстрация силы России. Он сообщает о сотнях случаях противоправных действий, совершенных российскими полицейскими в отношении таджиков.

«Практически всех можно назвать пострадавшими. Люди боятся выходить на улицу. Таджиков буквально вылавливают и отвозят в спецприемники. Задерживают людей по национальному признаку, именно таджиков, проверяя их паспорта. Люди загнаны в угол, они не знают, что делать и как жить дальше», — отметил Каромат Шарипов.

«Мне известны случаи, когда у людей отбирали паспорта и заставляли являться в мировые суды, где принимались решения о депортации. Мигрантов заставляли добровольно подписывать протоколы о согласии на выдворение. Более 400 человек находятся сейчас в московских отделениях милиции и спецпремниках. Около тысячи таджикских мигрантов ожидают решения своей участи», — добавил он.

Исход продолжается

Ежедневно из Таджикистана в Россию вылетают десятки авиарейсов. Подавляющее большинство пассажиров — трудовые мигранты.

Вопреки прогнозам экспертов, количество желающих выехать на заработки не уменьшилось. Авиабилеты в Россию распроданы на месяц вперед. Поток гастарбайтеров из Таджикистана растет с каждым днем. Их не останавливают даже сообщения в прессе о ситуации с правами мигрантов в России. От заработка гастарбайтеров зависят семьи мигрантов.

«Кому хочется уезжать от семьи, родителей оставлять надолго? Но что делать? Здесь не заработать таких денег. В России мы устраиваемся по-разному, кто как сможет. Кто в подвале живет, а кому повезет больше, квартиру снимают», — говорит мигрант Исмаил Тагаев.

Исмаил признается, что если бы на родине он мог получать 200 долларов в месяц, то никогда не оставил бы надолго жену и детей. Уровень безработицы в Таджикистане очень высок. При этом вакансии в государственных учреждениях появляются довольно часто. Однако оклада госслужащего порой хватает лишь на покрытие ежедневных дорожных расходов.

Сомон Исроилов вернулся из России на днях. В Москве он работает в одной из строительных компаний. Молодой мужчина признался, что опасается возвращаться в Россию, но возможности заработать денег на родине у него нет, и поэтому вопрос с покупкой обратного билета в Россию уже решен.

«Очень сильно поменялось отношение людей к нам. Нас просто ненавидят. Я пытался объяснить, что мы не виноваты в том, что таджикский суд вынес суровое наказание летчикам. Мы такие же жертвы. У нас практически нет никаких прав. Не от хорошей жизни мы приезжаем в Россию. На родине на заработанное нами выживают целые семьи, кишлаки, районы», — признался мигрант Сомон Исроилов.

По подсчетам таджикских экономистов, около миллиона таджикских граждан живут в основном за счет денежных средств, перечисляемых мигрантами. По оценкам экспертов, общая сумма переводов из-за рубежа в разы превышает размер бюджета страны. Деньги гастарбайтеров обеспечивают не только нужды их семей, но и, по мнению экономистов, становятся важным финансовым источником развития внутренней экономики страны.

Таджикистан пока не готов к возвращению или массовой депортации мигрантов из России. По словам специалистов, многие депортированные жители страны, не имея возможности заработать на родине, идут на нарушения закона, чтобы вновь попасть в Россию.

Решение российских властей о проведении рейдов по выявлению нелегалов и массовой депортации таджикских граждан только усложнит положение трудовых мигрантов, которые, по мнению правозащитников, и так живут на положении рабов в России.

Отношения России и Таджикистана, несмотря на декларативные заверения политиков о стратегическом партнерстве, остаются достаточно прохладными. Однако дело пилотов стало причиной нового дипломатического скандала и обострения противоречий в отношениях двух стран.

Наблюдатели уверены, что если приговор суда над Владимиром Садовничим и Алексеем Руденко, осужденных на 8,5 лет лишения свободы, не будет пересмотрен в ближайшее время, Россия может предпринять еще ряд мер, связанных с депортацией мигрантов.

Ранее президент Рахмон объявил, что берет дело летчиков под личный контроль. Таджикские власти не исключают, что дело пилотов может быть в ближайшее время пересмотрено в их пользу.

Лидер Исламской партии Таджикистана Мухиддин Кабири призвал Москву не связывать дело летчиков с мигрантами. «Я спокоен за судьбу летчиков. За ними стоит великая Россия, и у них мощная информационная поддержка. В то же время мигрантов пока особо никто не поддержал. Меня это больше беспокоит. Летчиков есть кому защищать, а мигрантов пока мало кто защищает», — заявил Мухиддин Кабири.

Военное присутствие

В экспертной среде решают вопрос: какие еще меры готова предпринять Москва и решится ли Душанбе на ответные шаги?

Миграционный вопрос — самый болезненный для таджикских властей. Руководство страны всерьез обеспокоено ситуацией с трудовыми мигрантами. Их массовое возвращение на родину может спровоцировать социальный взрыв. В то же время Кремль не скрывает, что намерен сохранить в Таджикистане свое военное присутствие.

Дмитрий Медведев и Эмомали Рахмон пообещали в следующем году подписать новое соглашение о российской военной базе в Таджикистане. Но на каких условиях предполагается заключить новое соглашение (либо перезаключить старое), стороны пока не пояснили.

Предыдущее соглашение о 201-й военной базе, а также об оптико-электронном комплексе космического слежения «Окно» Таджикистан и Россия подписали в 2004 году. Это соглашение также было рассчитано на 49 лет, и по нему Россия должна платить чисто символическую плату за аренду территории под этими объектами.

В последние же годы Таджикистан стал добиваться от России денег за базу и «Окно». Официально никакие цифры не оглашались, но анонимные источники говорили, что Душанбе хотел бы получать 250-300 млн долларов в год. Москва платить пока отказывается, аргументируя это прежде всего тем, что 201-я база обеспечивает безопасность самого же Таджикистана. Наблюдатели полагают, что решение этих вопросов может затянуться на неопределенный срок из-за разногласий сторон.

Лидер Исламской партии Мухиддин Кабири считает, что сейчас не время демонстрировать свою независимость и уязвленное достоинство. Властям, по мнению Кабири, необходимо срочно решить вопрос с правовой защитой таджикских трудовых мигрантов.

«Та элита, которая сейчас находится у власти, по многим причинам не может принимать асимметричные шаги ни по отношению к России, ни по отношению к некоторым нашим ближайшим соседям, — заявил Мухиддин Кабири. — Те государства, которые в свое время способствовали приходу к власти определенного круга людей в Таджикистане, в любой момент одной фразой могут разрушить все, что было сделано в течение 10-15 лет. Достаточно сказать, что мы вас привели к власти», — отметил Кабири.

Сколько на самом деле таджикских гастарбайтеров трудится в России, никто не знает. По сведениям официального Душанбе, около полумиллиона человек, но по неофициальным данным, их в несколько раз больше — до полутора миллионов.

Анора Саркорова, Русская служба Би-би-си, Душанбе

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию