16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.15 / ₽ 8224
  • RTS1169.56
13 апреля 2009, 18:49 Компании

«Газпром» хочет больше за трубу

Лента новостей

Аналитики из компании East European Gas Analysis предупреждают: «Газпром» готовит почву для повышения тарифов на транспортировку газа для независимых производителей, чтобы компенсировать свои убытки от падения добычи

Монопольное положение позволяет «Газпрому» зарабатывать и на транспортировке. Фото: AFP
Монопольное положение позволяет «Газпрому» зарабатывать и на транспортировке. Фото: AFP

Глава East European Gas Analysis (EEGA) Михаил Корчемкин уверен, что «Газпром» готовит почву для повышения цен на транспортировку газа. Для этого он предлагает проанализировать отчеты газового концерна за последние годы.

В IV или I квартале каждого года начиная с 2006-го расходы по сегменту «Транспортировка газа» снижаются на фоне роста объемов газа, поставленного по газопроводам «Газпрома», отмечает Михаил Корчемкин. Это указывает на то, что в квартальных отчетах «Газпром» в своих интересах корректирует расходы на добычу и транспорт газа.

«В III квартале 2008 года почти все компоненты операционных расходов Газпрома были ниже, чем в I квартале. Основным растущим показателем профильного бизнеса «Газпрома» были расходы на покупной газ. Во II и III кварталах 2008 года суммарные операционные расходы «Газпрома» были ниже, чем в I квартале. При этом во II и III кварталах внешние расходы по сегменту «Транспортировка газа» были выше, чем в I квартале, соответственно, на 25% и 43% (общие расходы по сегменту увеличились на 17% и 29%). Очевидно, «Газпром» перевел больше расходов в транспортный сегмент», — говорится в отчете EEGA.

Таким образом, получается, что повышение цен на среднеазиатский газ приводит к росту затрат на транспортировку газа. «Это указывает на то, что «Газпром» готовит основания для очередного повышения тарифов на услуги по транспортировке газа. Это плохая новость для независимых производителей газа», — делают выводы эксперты EEGA.

«Я думаю, «Газпром» перераспределяет расходы для того, чтобы лоббировать максимальное повышение тарифов на транзит газа независимых производителей. Доходы «Газпрома» резко снижаются, и это просто попытка получения дополнительного заработка. Правила финансовой отчетности дают некоторую свободу в распределении расходов между сегментами деятельности. Скорее всего, «Газпром» продолжит перевод всех возможных расходов в сектор «Транспортировка газа» в дальнейших отчетах», — заявил Корчемкин в интервью BFM.ru.

Российские аналитики согласны с выводами EEGA: «Газпром» попытается компенсировать падение доходов за счет российских производителей.

По данным компании «Велес Капитал», на долю независимых производителей газа в России приходится 17,1% добычи по итогам 2008 года. Крупнейшим независимым производителем является «НОВАТЭК» (30,9 млрд кубометров или 4,6% рынка добычи газа по итогам 2008 года), также в четверку крупнейших входят «Сургутнефтегаз» (2,1%), «Лукойл» (примерно 2,6%) и «Роснефть» (1,9%).

«В 2008 году «НОВАТЭК» платил «Газпрому» 14,3 доллара за транспортировку 1 тысячи кубометров на 100 км, — говорит BFM.ru аналитик «Велес Капитала» Дмитрий Лютягин. — При этом по итогам прошлого года тарифы на транспортировку были повышены на 24,5%, в этом году индексация составит 19,5%, а в будущем году, по планам монополиста, — 15%. Естественно, что сейчас за счет независимых производителей компания пытается отбить недополученные доходы от реализации собственного газа».

Напомним, в конце прошлого года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) в рамках антикризисных мер приняла решение о поквартальном, более плавном, повышении тарифа на транспортировку газа по системе магистральных газопроводов «Газпрома» для независимых производителей. Ставка тарифа на транспортировку газа с 1 января 2009 года на внутренний рынок составила 40,64 рубля за 1 тыс. куб. м на 100 км (рост по отношению к уровню 2008г. составил 12,5%), на экспорт — 45,02 рубля за 1 тыс. кубометров на 100 км (рост — 12,5%).

Однако осуществляемое повышение тарифов уже нивелируется снижением добычи газа и падением спроса на него. По данным ЦДУ ТЭК, в марте этого года «Газпром» сократил ежесуточную добычу на 25,3% из-за падения спроса на газ со стороны потребителей. «На сокращение продаж независимого газа повлияют не столько тарифы, сколько нежелание «Газпрома» допускать в свою трубу конкурентов», — комментирует Михаил Корчемкин.

Как уже писал BFM.ru, независимые производители под давлением со стороны «Газпрома» вынуждены также сокращать добычу. По подсчетам Виталия Громадина из «Арбат Капитала», в этом году падение добычи независимых производителей составит около 20%, добыча составит примерно 100 млрд кубометров («Газпром» сократит добычу на 10,5%). «Если бы падения добычи не произошло, то «Газпром» бы заработал на транспортировке газа около 13 млрд рублей», — считает Громадин.

Дмитрий Лютягин говорит, что сейчас расходы на транспортировку газа через систему «Газпрома» составляют примерно 39% в структуре операционных затрат (на примере «НОВАТЭКА»). «Затраты по добыче газа составляют примерно 8,7 доллара на баррель нефтяного эквивалента. При этом в 2008 году компания поставляла газ по цене примерно 1,6 тысячи рублей за 1 тысячу кубометров», — говорит Лютягин. Аналитик добавляет, что газовый бизнес по-прежнему является одним из самых рентабельных: «НОВАТЭК» в 2008 году показал рентабельность по операционной прибыли 40,6%, по показателю EBITDA — 46,3%, чистой прибыли — 29%. Прогноз на этот год — 32, 40 и 20—21% соответственно.

«Однако в течение ближайших лет доля затрат на транспортировку будет расти. К 2015 году она может достигнуть 50%», — говорит Лютягин.

Внеплановое повышение тарифов на транспортировку стало бы прецедентом. «Тарифы на транспортировку уже были повышены в начале этого года. Этого хватит на поддержание газопроводной системы в нормальном режиме, а потому внепланового повышения стоимости транспортировки не предстоит», — уверен аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков. «Пока что «Газпрома» ни разу не прибегал к внеплановому повышению тарифов, в отличие от «Транснефти», которая регулярно прибегает к такому способу. Безусловно, у «Газпрома» есть сильные лоббисты, которые смогли бы помочь ему добиться повышения. При этом монополия может акцентировать внимание профильных структур не только на возросшие затраты по транспортировке, но и на девальвацию рубля», — говорит Лютягин.

Действительно, с началом кризиса финансовое положение газового концерна пошатнулось. «В начале года предполагалось, что собственный операционный денежный поток «Газпрома» позволит ему обеспечить плановые капитальные вложения, однако сейчас это стоит под вопросом. Скорее всего, компании придется сокращать инвестиционную программу и прибегать к новым займам. При этом, в этом году «Газпром» должен рефинансировать около 9,5 млрд долларов. По собственным прогнозам компании, ежегодное снижение добычи газа и спроса будет продолжаться в течении 4-5 лет на 10%. Это только ухудшит положение компании и отрицательно скажется на ее стоимости», — поясняет Виталий Крюков, хотя и добавляет, что считает эти прогнозы слишком пессимистичными.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию