Игрушки Игр на миллиард фунтов
Лента новостей
Оргкомитет Олимпиады в Лондоне дал хорошо заработать преимущественно китайским производителям, изготовившим 10 тысяч наименований сувениров: рекорд за историю Игр
До закрытия Олимпиады в Лондоне еще далеко, но один рекорд уже установлен: устроители нынешних Игр подготовили самую обширную коллекцию олимпийских сувениров за всю историю олимпийского движения. По данным газеты The Wall Street Journal, количество наименований сувениров составляет ровным счетом 10 тысяч — от талисманов до постельного белья. Англичане намерены выручить на их продаже более 1 млрд фунтов (1,55 млрд долларов).
Еще одно достижение, которое войдет в анналы Игр: впервые в истории олимпийского движения столица Игр представляет специальное «олимпийское» вино, которое наряду с другими сувенирами можно будет купить (но не распивать) на территории Олимпийского парка в Лондоне.
Расчеты оргкомитета (Locog) показывают, что продажи сувенирной продукции на миллиард фунтов позволят Locog получить прибыль в размере 80 млн фунтов.
Некоторым экспертам эти ожидания представляются очевидно завышенными. «Я буду поражен, если они хотя бы приблизятся к этой отметке», — говорит глава исследовательского подразделения консалтинговой компании Kantar Retail. По оценке другой консалтинговой группы, изучающей ритейл, Verdict Research, все связанные с Олимпиадой продажи в текущем квартале, включая официальные и неофициальные сувениры, «потянут» не больше, чем на 100 млн фунтов, даже если приплюсовать к ним продажи продовольственных продуктов на олимпийских объектах.
В эти дни туристы в Лондоне при желании могут завернуться в пляжное полотенце с английским флагом (16-18 фунтов), лежа на простыне с английским флагом (45 фунтов), поигрывая в игру «Монополия» с символикой Олимпиады (35 фунтов) в обнимку с плюшевым олимпийским медвежонком, выпущенным ограниченным тиражом (85 фунтов).
Из других проявлений беспредельной фантазии английских мерчендайзеров упоминания заслуживают подставки для яиц (12 фунтов за набор из четырех), миниатюрный олимпийский факел (10 фунтов), двухэтажный лондонский автобус в миниатюре (10 фунтов или 100 фунтов — с автографом) и относительно дешевые спортивные олимпийские костюмы, как у британской сборной, от дизайнера Стеллы Маккартни (от 15 до 90 фунтов).
Как происходит на каждых Играх, фантазия устроителей по части сувениров подвергается безжалостной критике. WSJ приводит слова арт-критика Стивена Бейли: «Большинство Олимпиад имеют тенденцию порождать горы бездумного трэша, но ни в чем это не проявляется настолько очевидно, как в мерчендайзинге», — заявил эксперт, комментируя лондонскую олимпийскую сувенирку. Он упрекает организаторов за то, что, по его мнению, они торгуют «китайской помойкой», и выразил надежду на то, что публика проявит хороший вкус и откажется покупать эту продукцию.
Бейли также принадлежит запоминающаяся оценка логотипа Лондонских Игр как «одного из наиболее чудовищных творений всех времен».
Многие интернет-магазины уже до открытия Лондонских Игр предлагали олимпийские сувениры с 50% скидкой.
Большая часть сувенирной продукции XXX Летней Олимпиады произведена за пределами страны-организатора. В этом смысле прошлые Летние Игры в Пекине, вероятно, были самыми патриотичными в истории.
Глава департамента ритейла Locog Саймон Лили, говорит, что поначалу цель в 1 млрд казалась ему и его коллегам чрезмерно амбициозной, но, вот, втянулись, и теперь уже сами не сомневаются в результате. На вопрос WSJ, как идут продажи, последовал ответ «по плану». «Для каждого человека — будь у вас в кармане 5 или 500 фунтов, — найдется что-нибудь», — заверил Лили.
По свидетельству корреспондентов WSJ, большинство из тех, кто покупает сувениры, стремится потратить именно 5, а не 500 фунтов на них. А ведь есть еще и сувениры «повышенной ценности» за 1 тысячу фунтов: это вещи с автографом известного спортсмена.
Британская олимпийская сборная оговорила возможность отдельно от Locog продавать два сувенира: «шарфик болельщика» и медальон. Команду вольно или невольно прорекламировала герцогиня Кембриджская (она же Кейт Миддлтон), которая попала в телеобъективы с олимпийским шарфиком на шее. Но, как говорят представители сборной, в целом продажи шарфиков и медальонов идут пока вяло.
Продавцы в сувенирных киосках смотрят на дело не столь пессимистично. Одна из них сказала WSJ, что те из сувениров, которые могут иметь практическую пользу (к их числу девушка почему-то отнесла выкрашенные фальшивой золотой краской десятифунтовые олимпийские факелы), пользуются большой популярностью. Заинтригованный ее словами о «практической пользе», американский журналист долго допытывался, какую пользу можно извлечь из сувенирного факела: может быть, его можно использовать как фонарик или он делает еще что-то полезное. «Он не делает абсолютно ничего, — призналась девушка. — Но — покупают, уже все у меня раскупили».
Истина в «олимпийском» вине
МОК поручил британской виноторговой компании Bibendum отобрать три вина (белое, красное и розовое), которые бы «соответствовали олимпийским идеалам, предлагали потребителям нечто новое и интересное и вместе с тем имели достаточно низкое содержание алкоголя, чтобы способствовать ответственному питию» (цитата по газете The Wall Street Journal). Нетрудно вообразить себе замешательство почтенных виноторговцев, которым предстояло отобрать такие напитки, которые одновременно отвечали бы девизу «быстрее, выше, сильнее», но при этом были бы слабее обычных «неолимпийских» вин. Можно предположить, что в поисках ответа англичане обратились к грекам, которые являются не только родоначальниками Олимпийских игр, но и виноделия. Однако ничего подобного не случилось.
В итоге два вина из Южной Африки получили наименование «олимпийских»: белое (из винограда Шенен Блан) и розовое (Пинотаж, Сира и Мерло). Красное (Сира), в максимальной степени удовлетворяющее идеалам олимпизма, против всяких ожиданий сыскалось в Бразилии, которая больше известна не столько своими винами, сколько тростниковым самогоном кашаса.
Впрочем, винным пристрастиям англичанам можно доверять: они развили у себя вкус к вину с тех пор, как в 1152 году Элеонора Аквитанская вышла замуж за британского короля Генриха Второго, принеся с собой в качестве приданого Бордо. Таким образом, у англичан образовались собственные виноградники элитных вин. Профессия виноторговца в Британии считалась одной из самых престижных: недаром во второй половине XIII — начале XIV вв четыре мэра Лондона были виноторговцами.