Ходорковский попросил помощи у бизнес–омбудсмена
Лента новостей
Официальное обращение поступило накануне. Подробности в интервью Business FM рассказал адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант
Ходорковский официально обратился за помощью в Центр «Бизнес против коррупции». Советник бизнес-омбудсмена Бориса Титова Татьяна Марченко сообщила, что вчера около 17 часов в Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» «Деловой России» поступило официальное обращение экс-главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского о проведении экспертизы по так называемому второму приговору.
Среди документов: приговор Хамовнического суда, кассационная жалоба в Мосгорсуд, рукописный текст письма Ходорковского, который был опубликован в СМИ 2 августа, ряд документов и выступлений, в которых излагается позиция экс-главы «ЮКОСа» по делу. Вот, что рассказал в интервью Business FM адвокат Ходорковского Вадим Клювгант:
BusinessFM: Поступившее сообщение увязывают со вчерашним решением по Платону Лебедеву, и часть экспертов заговорили о либерализации, потеплении. Хочу услышать ваше мнение.
Клювгант: Позвольте мне сначала вас поправить, и ваши источники, на которые вы ссылаетесь. Михаил Ходорковский обратился к бизнес-омбудсмену Борису Титову именно и конкретно непосредственно к нему, обратился публично, и это было опубликовано в ответ на публичное предложение господина Титова, что если Ходорковский к нему обратится, то он организует проведение некой еще одной экспертизы. Вот именно об этом обращении Ходорковского к Титову, а ни о чем другом, ни в какое другое место адресованного мы сейчас с вами говорим. Это было письменное обращение, которое через администрацию колонии было послано, как это полагается по закону, и вчера оно вместе с приложениями, в его же тексте упомянутыми, было доставлено в аппарат господина Титова. Сотрудники этого аппарата сказали, что они переправят в некий свой центр.
BusinessFM: А почему вы настаиваете на такой четкой формулировке?
Клювгант: Я настаиваю на такой четкой формулировке, потому что я привык к четкости и ясности в фактах, и моя юридическая профессия меня к этому обязывает, это раз. А, во-вторых, потому что мне хочется избавить эту тему от всего наносного, что ей, к сожалению, свойственно, чтобы у всех было правильное, адекватное понимание того, что на самом деле происходит, потому что когда правозащитная деятельность смешивается с некоторыми бюрократическими элементами. Я стремлюсь к тому, чтобы отделить зерна от плевел, только и всего.
BusinessFM: А что касается либерализации – потепления.
Клювгант: Я очень рад по-человечески за ту возможность, которая пока еще потенциально у Платона Леонидовича Лебедева появилась в результате вчерашнего решения. Как юрист я должен сказать, во-первых, этому решению предстоит еще вступить в законную силу. Этого еще не произошло. Уже подана вчера жалоба со стороны защиты, я вполне допускаю, что и прокуратура будет его обжаловать, но это означает, что будет пересмотр кассационной инстанции с результатом, которого мы пока не знаем. Я очень надеюсь, что хуже не станет, но как юрист я должен это обстоятельство отметить. Второе, я не могу присоединиться к тому восторженному хору, который уже несколько дней переполняет информационное пространство, потому что просто не вижу для этого оснований, почему нужно бросать чепчики в воздух от радости, хлопать в ладоши и подпрыгивать. Я пока не вижу к этому объективных оснований. Ситуацию надо анализировать в совокупности. Продолжается заочный процесс, совершенно дикий и беззаконный над «юкосовцами». Они не только продолжаются, инициируются новые. По тем, которые шли, заочно выносятся жесточайшие приговоры. Последний - это 8 лет господину Дубову, по совершенно протухшему и фальшивому обвинению. Все это в совокупности мне, например, не дает возможности и оснований присоединиться к таким оценкам, гадание - не по моей части.
BusinessFM: С вашего позволения, предлагаю вернуться к официальному обращению Михаила Борисовича Ходорковского. О какой помощи со стороны Бориса Титова может идти речь? Юридическая, какая именно экспертиза запрашивается? Хочу пояснения услышать.
Клювгант: По этому делу и по этому приговору Хамовнического суда уже столько сделано всевозможных заключений, экспертиз, резолюций, что любым экспертам, которых посчитает нужным привлечь господин Титов - это его предложение повести экспертизу. Что за экспертиза, как она будет выглядеть, какова будет ее тематика, и каковы будут эксперты, мы этого ничего не знаем. Но, если это эксперты, кто бы они ни были, будут компетентными и честными, то, к сожалению, у них почвы для каких-то новых открытий не осталось, потому что просто они придут к тем же самым выводам, к которым до них пришли, например, эксперты, привлеченные в конце прошлого года Советом по правам человека при президенте РФ. Все заключения были опубликованы. Общий вывод там состоит в том, что это не приговор, а юридическая фикция, что нет ни правовых, ни экономических оснований для такого обвинения, даже не вдаваясь в вопросы о его доказанности. Кстати, никакой политики там не было в тех заключениях, там было только право и экономика. Если эти эксперты не будут компетентны или не будут честны, ну что ж, мы это увидим, и об этом останется только пожалеть.
BusinessFM: Соглашаясь с вашей принципиальной формулировкой о том, что первично было предложение Бориса Титова, затем Михаил Ходорковский отреагировал, но я обязан как журналист задать вам вопрос, обращение к Титову, на основании предложения Титова, может быть формой выражения готовности Михаила Борисовича сотрудничать с властью?
Клювгант: Тут надо тогда договариваться о терминах, что мы вкладываем вами в понятие сотрудничество с властью. Если речь идет о диалоге очередном, только диалоге именно, потому, что до сих пор это все было витриной - как бы суд, как бы обвинение, как бы следствие. На самом деле, все фальшиво насквозь. Если вы имеете в виду возможность некоего диалога на предмет того, что же на самом деле имеется в виду под делом «ЮКОСа», под этим конкретно обвинением в том, что похищена вся нефть, путем ее продажи с прибылью для потерпевших, у которых она, якобы, похищена. Если об этом сотрудничестве с властью, об этом диалоге идет речь, то, конечно, Михаил Борисович к нему готов и никогда не отказывался, и не говорил иного. Другой вопрос, что такой диалог никогда не велся и даже не предлагался.
Советники бизнес-омбудсмена говорят о том, что в четверг пакет документов, поступивший от Ходорковского, будет передан в Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции». В течение недели сопредседатели Центра решат, принимать ли обращение экс-главы «ЮКОСа» в работу.
Business FM