Кризис докатился до Германии
Лента новостей
Рост валового внутреннего продукта ФРГ составил во втором квартале по сравнению с первым 0,3%. На этом положительные макроэкономические новости могут на длительное время закончиться, считает Хенрик Бёме
Гамбургский порт — это своего рода стартовая площадка для немецкого экспорта. Там лучше всего прощупывается пульс отраслей, нацеленных на внешние рынки. С апреля по июнь через главные морские ворота Германии прошли 1,8 млн контейнеров. Это чуть больше, чем в первом квартале, но в начале года темпы роста грузопотоков составляли почти 5%. Теперь же рост замедлился до 1,5%. Пульс явно снижается, и это говорит о том, что бизнес развивается не так хорошо, как еще совсем недавно.
Многочисленные признаки надвигающегося спада
Такой вывод подтверждают и другие показатели. Так, исследовательский институт Markit, опросив 500 немецких предприятий, выяснил, что им приходится сейчас заметно сокращать производство, поскольку объемы заказов падают уже 13 месяцев подряд. Кризис в еврозоне наложил отпечаток на квартальные отчеты таких знаковых для Германии компаний, как BMW, Deutsche Bank или Siemens. Да и подсчитываемый институтом ZEW в Мангейме индекс деловых ожиданий снижается четвертый месяц подряд.
Нет, обнадеживающими все эти новости никак не назовешь. Долговой кризис явно докатился теперь и до Германии. А ведь ее экономика после обвального пятипроцентного падения ВВП в 2009 году быстро пришла в себя. Этому очень способствовало то, что предприятия повсюду на планете, оправившись от всемирного шока, вызванного банкротством американского банка Lehman Brothers, начали пополнять опустевшие склады комплектующих и запчастей и доводить до конца прерванные инвестиционные проекты.
Нельзя больше полагаться только на Азию
В результате немецкие производители станков, машин и прочего промышленного оборудования вновь оказались весьма востребованными. Одновременно на полную мощность заработали немецкие автокомпании, стремясь удовлетворить резко выросший спрос, особенно на автомобили премиум-класса. Туго набитые с тех пор портфели заказов пока еще амортизируют удар от начинающегося спада. Отсюда и небольшое увеличение ВВП Германии по итогам второго квартала.
Однако совершенно очевидно: у активно покупавших до сих пор немецкие товары европейских клиентов, особенно на юге континента, из-за долгового кризиса уже закончились или вот-вот закончатся деньги.
До сих пор падение спроса в Старом Свете удавалось компенсировать ростом продаж в других частях планеты, особенно в Азии. Но вот уже и китайский гигант подает признаки слабости, в Индии правительство стало вдруг изгонять иностранных инвесторов из страны, бум в Бразилии тоже начал выдыхаться. Ну, а американцы, вместо того чтобы заняться оздоровлением своей экономики и начать сокращать собственную гигантскую государственную задолженность, не могут в нынешней ситуации придумать ничего лучшего, как указывать пальцем на европейцев.
Германия должна отказаться от своей негибкой политики
В такой ситуации Германия должна взять на себя более активную роль. Негибкая, основанная на формальных принципах бюджетной политики позиция правительства ФРГ ведет к тому, что оно упорно отвергает предложения по решению долгового кризиса в еврозоне, и это будет иметь роковые последствия для немецкой экономики. Нельзя все время только требовать от других выполнения их обязательств и постоянно напоминать о том, что немецкие налогоплательщики не могут отвечать за безалаберность проблемных стран. В нынешней ситуации этого явно недостаточно.
Конечно, совместная ответственность всех европейцев за государственные долги — это далеко не идеальный вариант. Но без новой модели европейской финансово-экономической политики нам не обойтись. Нам нужна такая новая политика, нам нужен новый валютный союз.
Нынешние диспропорции в Европе в конце концов просто взорвут ее изнутри. Ухудшающиеся экономические перспективы — это всего лишь первый настораживающий звоночек. Время для ремонта пока есть. Только надо решительно браться за дело. Таково настоятельное требование времени.
Автор: Хенрик Бёме, экономический обозреватель DW