Минэкономразвития готово упразднить банковскую тайну
Лента новостей
Минэкономразвития подготовило законопроект, открывающий налоговикам доступ к счетам физических лиц. А уклонение от уплаты налогов министерство предлагает считать финансированием терроризма
Минэкономразвития России подготовило законопроект, согласно которому банки обязаны предоставлять налоговым органам информацию о средствах на счетах тех людей, в отношении которых проводится налоговая проверка или принято решение о начислении им налога.
МЭР предлагает внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Если Дума их примет, банки будут обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии у гражданина, в отношении которого проводится проверка, счетов и вкладов, об остатках средств на них, а также о проведенных по этим счетам операциях. МЭР определили и срок, в течение которого банки должны отвечать налоговикам, — три дня со дня получения мотивированного запроса.
Налоговые же органы получат право направить в банк запрос о состоянии счетов гражданина в том случае, если в его отношении проводятся мероприятия налогового контроля либо если вынесено решение о взыскании с этого физического лица налогов.
Клиенты банков не узнают о проверках
МЭР предлагает внести поправки и в закон «О банках и банковской деятельности». В них предполагается не только возможность проведения правоохранительными органами расследований по решению суда в отношении физических лиц, но и дается право на нарушение статьи о банковской тайне. Правоохранительные органы получат доступ к информации о движения по счетам физлиц не через суд, а напрямую, непосредственно у банков. При этом самим банкам запретят сообщать о предоставлении следствию такой информации.
Не стоит рассчитывать на прохождение через Госдуму проекта в заявленном варианте, ведь предложения МЭРа не оставляют камня на камне от того, что принято называть банковской тайной, считает партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Он отмечает, что все равно в том или ином виде поправки Госдума примет, так как государство делает ставку на повышение собираемости налогов с граждан. «А чтобы налоговые органы получили необходимый инструментарий для выявления уклонистов, им нужны соответствующие полномочия по мониторингу счетов физлиц. Поэтому вряд ли законодатель зарубит проект, но изменения в него внесены будут», — уверен Липатов.
Граждан хотят всеми способами принудить платить подоходный налог, продолжает Липатов. Сейчас его собираемость, если не принимать во внимание отчисления со стороны работодателей, ничтожна. От уплаты уходит значительная часть самозанятых граждан, которые принимают и хранят денежные средства на банковских счетах. Но в случае принятия законопроекта такие физические лица перестанут доверять банкам свои деньги, после чего кредитные организации столкнутся с оттоком депозитов, то есть с дефицитом ликвидности, полагает эксперт. Возможно, оценка сумм оттока депозитов и позволит МЭРу и налоговикам понять, какой процент населения у нас задействован в теневом секторе экономики и не платит налоги, полагает Липатов.
Не вернул деньги стране — профинансировал терроризм
Но контролем за счетами физических лиц МЭР не ограничился. Ведомство предлагает также считать уклонение от уплаты налогов преступлением из категории отмывания доходов, полученных преступным путем. Для этого МЭР подготовило поправки в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Министерство включило в понятие «доходы, полученные преступным путем», следующие нарушения: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов, сокрытие денежных средств компании или индивидуального предпринимателя и неисполнение обязанностей налогового агента.
Расширение перечня доходов, полученных преступным путем, — мера реальная, отмечает председатель совета Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. По его мнению, сейчас борьба с оттоком капитала из страны стала одной из приоритетных задач государства. Поэтому введение уголовной ответственности за невозврат денег из-за границы — мера реальная и важная для законодателя.
Усиление контроля за деньгами граждан, скорее всего, как раз и вызвано ростом объемов утекающих из страны средств, считает руководитель департамента персонального финансового планирования ФГ БКС Наталья Смирнова. По ее мнению, усилением контроля над остатками на счетах и любыми более или менее крупными транзакциями Минэнокомразвития, вероятно, рассчитывает дать возможность соответствующим органам отслеживать крупные переводы граждан, в том числе за рубеж.
Впрочем, как полагает Роман Терехин, поправки, предложенные министерством, вряд ли приведут к возврату средств в страну, поскольку отток капитала осуществляется не только путем вывоза денег за рубеж, но и через приобретение ценных бумаг и недвижимости за границей через офшоры. Даже с новыми мерами контроля желающие вывести деньги все равно найдут лазейки для этого.
С оттоком капитала нужно бороться не только надзорными способами, но улучшением инвестиционного и экономического климата в стране. Предлагаемые же МЭР меры регулирования могут, наоборот, привести к тому, что зарубежный капитал вообще не будет репатриирован в Россию, предупреждает Наталья Смирнова.