16+
Среда, 21 ноября 2018
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 4185
  • RTS1116.85
8 мая 2009, 16:32 Авто

«Сибирь» уходит в контролируемый полет

Лента новостей

Падение объемов авиаперевозок ускорило процессы объединения российских авиакомпаний. Заложенный в Сбербанке контрольный пакет акций «Сибири» перейдет под контроль группы компаний S7

Фото: Митя Алешковский/BFM.ru
Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Падение объемов авиаперевозок ускорило процессы объединения российских авиакомпаний. Заложенный в Сбербанке контрольный пакет акций «Сибири» перейдет под контроль группы компаний S7, которая в настоящее время концентрирует усилия по выходу из кризиса путем консолидации принадлежащих ей активов

Замгендиректора ОАО «Авиакомпания «Сибирь» Наталья Филева планирует оплатить допэмиссию акций ЗАО «Группа компаний С7» принадлежащими ей 63% акций АО. Об этом сообщил в пятницу руководитель пресс-службы «Сибири» Кирилл Алявдин.

На прошлой неделе Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) зарегистрировала допэмиссию ЗАО «Группа компаний С7» на общую сумму 2 млрд рублей. В группу входят ООО «Глобус», «Группа компаний С7», ООО «С7 Тур», ООО «С7 Инжиниринг», ООО «С7 Сервис», ООО «С7 Чартер», ООО «С7 Инвест», ООО «С7 ИТ», ООО «С7 Карго». ЗАО принадлежит 1% акций АО «Авиакомпания «Сибирь». Таким образом, после оплаты допэмиссии группа консолидирует основные активы S7 Group.

Сегодня же гендиректор «Сибири» Владислав Филев опубликовал свое обращение к сотрудникам компании в связи со своим уходом с поста генерального директора и намерением возглавить «Группу компаний С7». На место Филева будет назначен его первый заместитель Владимир Объедков.

Свое решение сменить место работы г-н Филев мотивировал необходимостью направить основные силы на развитие бизнеса и повышение эффективности системы управления предприятиями «Группы компаний С7». «Эти изменения позволят мне сконцентрироваться на вопросах развития бизнеса группы S7, вопросах улучшения взаимодействия предприятий внутри холдинга, а также с финансовыми институтами и потенциальными инвесторами, позволят повысить эффективность корпоративного управления», — пересказал слова Владислава Филева представитель «Сибири».

Как считает управляющий партнер консалтинговой компании Stas Marketing Partners Андрей Стась, данные решения вполне логичны и принимаются для консолидации бизнеса. Теперь фактически ОАО «Авиакомпания «Сибирь» переходит под контроль группы компании S7.

Между тем Кирилл Алявдин напомнил, что 63% акций «Сибири», принадлежащие Наталье Филевой, находятся в залоге у Сбербанка, что потребует согласия банка для передачи акций в ЗАО. Накануне акционеры S7 направили в банк письма с просьбой одобрить оплату акций S7 акциями «Сибири».

По словам Андрея Стася, банки, принимая решения по операциям с залогами, как правило, исходят из того, насколько соблюдаются их залоговые права. «Поэтому если «Сибирь» предложит схему, при которой все права Сбербанка по возмещению залога сохранятся, то, скорее всего», банк даст согласие на оплату допэмиссии заложенными акциями».

«Сибирь» занимает третье место среди российских авиакомпаний по пассажирообороту (после «Аэрофлота» и «Трансаэро), перевезя за март 264 тысячи пассажиров (59,9% к тому же месяцу прошлого года). По словам Филева, авикомпания «Сибирь» сейчас находится в хорошей операционной форме, поскольку «была успешно завершена программа по модернизации воздушного флота» и «проделана масштабная работа по повышению функциональной эффективности авиакомпании, разработана и внедрена продуманная система управления рисками. Кроме того, был сделан ряд шагов по оптимизации организационной структуры «Сибири», что сделало ее деятельность более прозрачной и создало хорошую базу для будущего динамичного развития».

Между тем известно, что общий финансовый долг «Сибири» на февраль составлял 10,7 млрд рублей. В число крупнейших кредиторов компании входят Сбербанк, на долю которого приходится 3,5 млрд рублей, ВТБ (1,48 млрд рублей), Альфа-банк (1,5 млрд рублей), а также Unicredit, Промсвязьбанк, Номос-банк, «Уралсиб» и другие. Авиакомпания заложила в обеспечение обязательств по кредитам практически все имущество. В качестве обеспечения в залоге у банков самолеты, двигатели, силовые установки, административные здания. Общая залоговая стоимость имущества — около 6,1 млрд рублей.

Однако Андрей Стась полагает, что наличие столь большой задолженности автоматически не означает, что компания не имеет перспектив на рынке. «Сейчас долги имеются у всех, и у всех перевозки падают, так как есть жесткая зависимость между падением ВВП и сокращением объема авиаперевозок», — сказал эксперт BFM.ru.

В то же время, консолидация может позволить в будущем или более успешно развивать бизнес «Сибири», или же подготовить этот актив к продаже. Однако второе маловероятно, так как кроме «Аэрофлота» и создающейся компании «Росавиа» эту покупку в России никто совершить не может. Более того, как считает Андрей Стась, «Аэрофлоту» данный актив не нужен, так как обладание им испортит ведущему перевозчику России «всю картинку», а у контролирующей «Росавиа» ГК «Ростехнологии» вряд ли в данный момент имеется достаточно средств для подобного приобретения.

««Сибирь» — это успешный оператор с выстроенным бизнесом. Возможно, в «Росавиа» и захотят приобрести этот актив, так как в рамках создания этой компании явно присутствует мотив объединить в ее структуру все, что только можно. Но бизнес «Росавиа» пока существует только на бумаге и в целом в рамках этой структуры сейчас происходит достаточно странное соединение совершенно разных компаний с разными моделями организации перевозок и маркетинговыми схемами управления и ведения бизнеса. И для того чтобы привести все это многообразие к единому знаменателю, нужны колоссальные управленческие усилия», — отмечает Андрей Стась.

«В этих условиях покупать еще одну авиакомпанию — это безумие. Поэтому покупка «Сибири» маловероятна, но она не исчезнет с рынка, а будет пытаться продолжать развивать свой бизнес, теперь уже в рамках S7», — заключил Андрей Стась.

В марте замгендиректора S7 Group Сергей Хромов подтвердил, что ОАО «Авиакомпания «Сибирь» намерена обновлять парк самолетов Airbus только за счет новых ранее законтрактованных A320. «Сибирь» в 2007 году разместила заказ на 10 самолетов Boeing 737-800 NG с правом приобретения еще 10 аналогичных машин. Первые четыре самолета авиакомпания получит в 2010 году, а оставшиеся — в 2011 году. Также в июне 2007 года компания подписала твердый контракт на приобретение 25 самолетов Airbus A320. Заказанные самолеты оснащены двигателями CFM56 фирмы CFM International. Самолеты будут выполнены в двухклассной компоновке, их вместительность — 160 пассажиров. Исходя из каталожной цены, стоимость сделки составляет 1,6 млрд долларов. Сейчас парк авиакомпании состоит из: 7 — Airbus A310, 4 —Airbus А320, 19 — Airbus A319, 4 — Boeing 737-800, 2 — Boeing 767-300, 4 — Boeing 737-400. Основными акционерами ОАО «Сибирь» являются генеральный директор ЗАО «Группа компаний С7» Наталия Филева (63,1393%) и государство (25,4997%).

Наталья Филева занимает третье место в списке 50 самых влиятельных женщин России по версии журнала «Финанс».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию