16+
Среда, 17 апреля 2024
  • BRENT $ 90.14 / ₽ 8479
  • RTS1155.46
13 мая 2009, 12:41 ФинансыКомпании

Мировой капитал задумал рудную биржу

Лента новостей

Три крупнейших мировых банка на сырьевом рынке — Morgan Stanley, Goldman Sachs и Barclays Capital —планируют запустить площадку для торговли железной рудой. В принципе, она должна заинтересовать и российских производителей

Добыча руды. Фото: trevor lawrie/flickr.com
Добыча руды. Фото: trevor lawrie/flickr.com

Три крупнейших мировых банка на сырьевом рынке — Morgan Stanley, Goldman Sachs и Barclays Capital —планируют запустить площадку для торговли железной рудой. Это очередное свидетельство быстрого роста рынка деривативов на минеральные активы, который особенно заметен на фоне замешательства и неопределенности с ежегодными переговорами по ценам на железную руду, полагает газета Financial Times.

Как правило, договоры по ценам поставок заключаются к началу апреля. В этом году крупнейшие производители — Vale, Rio Tinto и BHP Billiton — и потребители руды, прежде всего Китайская ассоциация производителей стали, до сих пор не смогли достигнуть консенсуса по ценам поставок на текущий год.

По словам трейдеров, спот-рынок будет играть еще более важную роль, если добывающие компании и сталепроизводители так не смогут договориться о ценах на 2009-2010 годы.

В целом эксперты оценивают спот-рынок железной руды по итогам 2008 года в 180 млн тонн, из которых по деривативным контрактам было реализовано около 10%. По сравнению с 2007 годом рынок показал рост в 50%. Еще больший импульс для роста деривативные контракты на железную руду получили после того, как крупнейшая европейская независимая клиринговая палата LCH.Clearnet и Singapore Exchange объявили о полном переходе на расчеты по свопам.

Таким образом, «рынок следует естественной логике развития», заявил глава профильного подразделения BHP Billiton Ян Эшби. О начале торгов железной рудой уже заявил Morgan Stanley. Barclays рассматривает такую возможность для «удовлетворения потребностей своих клиентов». В Goldman Sachs ситуацию отказываются комментировать. При этом, отмечает FT, в самом выгодном положении оказался банк Morgan Stanley: обладающий большим собственным флотом, он является одним из крупнейших перевозчиков нефти.

Если банковским структурам удастся запустить площадку и привлечь на нее крупнейших потребителей, прежде всего Китай, инициатива по созданию биржи железной руды будет выгодна и производителям, и покупателям, считает аналитик БКС Олег Петропавловский.

«Сейчас для продавцов руды сложилась не лучшая ситуация. В прошлом году цена взлетела сразу на 65% до 130 долларов за тонну, естественно, что в этом году потребители хотят снизить ее из-за падения цен на их металлопродукцию. А когда кто-то пытается существенно изменить цену поставок, это серьезно затягивает переговоры», — говорит Олег Петропавловский.

Механизм, предлагаемый Morgan Stanley, Goldman Sachs и Barclays Capital, существенно более гибкий, чем существующая практика установления годовых цен, отмечает эксперт УК «Атон» Ольга Митрофанова. «Переговоры о годовых ценах поставках были тяжелыми и раньше, но сейчас их затягивание особенно губительно для бизнеса. Запуск торговой площадки позволит всем участникам более гибко и активно реагировать на рыночную конъюнктуру», — поясняет эксперт.

Площадка для торговли железной рудой от Morgan Stanley, Goldman Sachs и Barclays Capital, в принципе, должна заинтересовать и российских производителей железной руды. «Сейчас даже для внутренних поставок есть негласное правило, привязывающие цены поставок к годовым ценам, установленных на переговорах Vale, Rio Tinto и BHP Billiton. Да, конечно, существуют премии, дисконт, однако обоснованием для цен служит все равно годовая цена. Кроме того, с началом кризиса произошло кардинальное изменение в структуре поставок российских металлургических компаний: если раньше 40% руды шло на экспорт, а 60% — на внутренний рынок, то теперь ситуация зеркальная», — говорит Ольга Митрофанова из «Атона».

При низкой загрузке производства, вызванной спадом внутреннего спроса, себестоимость производства у российских компаний существенно возросла. «В таких условиях даже Магнитогорский металлургический комбинат, последние семь лет ориентировавшийся на внутренний российский рынок, наращивает долю экспорта. Теоретически в этом году у нас есть возможность переориентироваться на экспорт. Хотя, конечно, поставлять для китайский производителей руду в том количестве, в каком поставляют Австралия и Бразилия, Россия не сможет», — говорит аналитик БКС Олег Петропавловский.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию