16+
Четверг, 14 декабря 2017
  • BRENT $ 62.82 / ₽ 3682
  • RTS1141.50
2 декабря 2012, 17:00 ОбществоАвтоПолитика

Российское небо откроют для ближнемагистральных «иномарок»

Лента новостей

Правительство намерено разрешить авиакомпаниям ввозить без пошлины турбовинтовые самолеты вместимостью до 72 кресел. Российские авиакомпании нуждаются в лайнерах подобного типа, отечественные производители пока не отвечают требованиям рынка.

ATR 72-600. Фото: atraircraft.com
ATR 72-600. Фото: atraircraft.com

Правительство поручило Федеральной таможенной службе (ФТС) обнулить пошлины на ввоз некоторых турбовинтовых самолетов. О соответствующем решении говорится в протоколе правительственной комиссии по экономическому развитию.

Под действие новых правил попадут гражданские турбовинтовые самолеты вместимостью до 72 кресел, возраст которых не превышает 10 лет. Протокол (копия есть в распоряжении BFM.ru) был подписан председателем комиссии Игорем Шуваловым еще 24 октября, но о каких бы то ни было документах, воплощающих правительственную идею в жизнь пока неизвестно.

В настоящее время ввозить на территорию России без пошлины можно только самолеты вместимостью до 50 кресел.

Подразумевается, что соответствующие документы и регламенты должны подготовить ФТС, Минтранс, Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития. На какой стадии находится работа по этому направлению с их стороны, выяснить не удалось — запросы BFM.ru остались без ответа.

При этом в протоколе говорится, что самолеты должны быть «помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) до 31 декабря 2014 года и на срок, превышающий указанную дату не более, чем на пять лет». В пресс-службе ФТС объяснили, что по истечению пятилетнего срока самолеты должны будут покинуть территорию Российской Федерации и повторно пройти таможенные процедуры.

«Целевая аудитория» из регионов

Авиакомпании испытывают насущную потребность в самолетах такого типа, отмечают эксперты. Мало того, что обнуление пошлин поможет сэкономить на самом факте покупки новых самолетов, перестанут также расти издержки на поддержание устаревшего парка. А износ региональных судов может составлять к настоящему моменту от 30% до 60%.

«Целевой аудиторией» этих изменений, если они настанут, будут региональные авиакомпании. «Большинство российских авиакомпаний, особенно осуществляющих большую часть своих маршрутов в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также активно оперирующих в регионе Центрального Федерального Округа, так же потенциально заинтересованы в льготном налоговом режиме для ближнемагистральных «иномарок», — говорит начальник аналитического отдела УК «Риком-Траст» Олег Абелев.

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, потребность в таких самолетах до 2015 года составляет около 60 единиц. В настоящее время современных самолетов такой размерности в России не более 100. При каталожной стоимости примерно 20-25 млн долларов, авиакомпании смогли бы экономить до 5 млн долларов с каждого борта.

«Российский рынок представляет огромный интерес для иностранных производителей воздушной техники, в том числе турбовинтовых самолетов, — расскахал BFM.ru старший аналитик УК «Риком-Траст» Владислав Жуковский. По его словам, по самым приблизительным оценкам, в течение ближайших 5-7 лет спрос на турбовинтовые ближнемагистральные самолеты в СНГ превысит 170-220 судов, из которых 120-150 придется на долю России.

«На протяжении последних лет наблюдается активная экспансия иностранных производителей воздушных судов на российский рынок. При этом к канадскому Bombardier и бразильскому Embraer присоединилась динамично развивающаяся компания Xian Aircraft Industry (Group) Company, создавшая на базе российского Ан-24 свой собственный самолет МА-60», — сообщил эксперт.

Гвоздь в гроб отечественного авиапрома

Если в необходимости приобретения российскими авиакомпаниями ближнемагистральных турбовинтовых самолетов никто не сомневается, то вопрос о выборе производителя остается открытым. По одним оценкам, отечественный производитель ни при каких условиях не может, в настоящее время, покрывать потребности рынка. По другим, предложенный правительством вариант с обнулением пошлин «задушит» последние попытки сделать такой самолет у себя.

Владислав Жуковский предполагает, что разумнее было бы снижать ставки по кредитам для российских компаний: «Отечественные авиапроизводители находятся в априори неравных условиях по сравнению со своими основными конкурентами. Ставки по кредитам для российских авиапроизводителей превышают ставки в Канаде, Бразилии даже Китае в 2,5-3 раза (15-17% против 3-5%), — рассказал BFM.ru эксперт, — Более того, правительства многих иностранных государств, например, Канады, в качестве субсидий практически целиком возмещают ставку НДС национальным производителям при экспорте их техники за рубеж».

Необходимость приобретения именно турбовинтовых машин объясняется их устойчивостью к суровому российскому климату, относительной неприхотливостью в обслуживании и отсутствием с их стороны повышенных требований к инфраструктуре. Отечественный производитель на такие требования пока может ответить исключительно АН-140, совместного российско-украинского производства. Но его на всех пока не хватает.

Рекомендуем:

  • Фотоистории