16+
Вторник, 24 октября 2017
  • BRENT $ 57.49 / ₽ 3309
  • RTS1131.08
29 мая 2009, 07:47 Авто

«Уралвагонзавод» надеется на поддержку

Лента новостей

Пока предприятие спасает выполнение небольшого заказа для «Первой грузовой компании» и зарубежные оборонные контракты. Но без увеличения закупок со стороны главного заказчика — РЖД — предприятие может пойти на сокращение 80% персонала

Выпуск цистерн на Уралвагонзаводе. Фото: ИТАР-ТАСС
Выпуск цистерн на Уралвагонзаводе. Фото: ИТАР-ТАСС

В настоящее время руководство «Уралвагонзавода» ведет переговоры с Минфином о господдержке. Сейчас концерн спасает выполнение небольшого заказа для «Первой грузовой компании» и зарубежные оборонные контракты. Но без существенного увеличения закупок со стороны главного заказчика — РЖД — предприятие может пойти на сокращение 80% персонала

Господдержку планируется получить путем увеличения уставного капитала УВЗ. Правда, гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Саенко не сообщил насколько он будет увеличен, сославшись на то, что предложения предприятия проходят обоснования в комиссиях, где выверяется «каждый рубль». По его словам, дополнительное финансирование компании необходимо для поддержки ряда входящих в нее предприятий. В их числе и находящийся в предбанкротном состоянии дочерний «Рубцовский», выпускающий БТРы, болотоходы и машины для Крайнего Севера. В настоящее время «Уралвагонзавод» оказывает поддержку этому предприятию, которое по заказу «Рособоронэкспорта» ведет модернизацию техники в Ливии и Алжире, поэтому существует государственная заинтересованность в его дальнейшем функционировании и модернизации.

Вместе с тем часть денег, которые предполагается выделить УВЗ, пойдет на пополнение его оборотных средств, так как кредиты и обязательства компании перед поставщиками сырья и материалов, а также перед энергетиками сейчас превышают 40 млрд рублей. Текущий же денежный поток не соответствует объему выплат по этим обязательствам. В результате, по некоторым кредитам уже есть просрочки по процентам и положение усугубляется тем, что кредитный портфель УВЗ на 80% номинирован в валюте, в связи с чем в кризис завод более чем на 40% потерял денежную массу.

В частности, завод должен обслуживать задолженность перед Чешским экспортным банком, заемные средства которого использовались для модернизации основных фондов. Осложняет ситуацию и дебиторская задолженность. «Первая грузовая компания», по заявлению руководства УВЗ, должна предприятию более 2 млрд рублей.

На сегодня портфель заказов-2009 «Уралвагонзавода» на производство вагонов и полувагонов сформирован всего на 20%. Положение предприятия продолжает оставаться тяжелым и, по словам начальника управления информации и связи с общественностью УВЗ Бориса Минеева, по инициативе руководства с 4 по 29 мая в вынужденные отпуска отправлены более 20 тысяч человек с сохранением 2\3 оклада. В связи с отсутствием заказов сейчас работает только механосборочный завод, металлургический завод и частично вагоносборочный завод. Как уточнил Борис Минаев, вагоносборочное производство частично работает, так как есть заказ на производство цистерн. Всего сейчас трудятся 8 тысяч человек из 32,5-тысячного коллектива предприятия.

В течение нескольких последних месяцев волна вынужденных простоев все сильнее накрывала предприятие. Напомним, впервые в этом году УВЗ приостановил деятельность вагоносборочного производства 5 февраля, отправив в вынужденный отпуск 11,67 тысячи работников. Правда, 24 февраля вагоносборочный цех возобновил работу. Но с 1 марта вновь отправил в вынужденные отпуска 6,5 тысячи человек в связи с недостатком заказов, с 23 марта ушло в вынужденные отпуска около 8 тысяч человек, а с начала апреля — около 3 тысяч человек.

В четверг губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил, что политика, проводимая новым гендиректором УВЗ Олегом Сиенко, назначенным на этот пост вместо смещенного Николая Малых, может привести к развалу предприятия. Антикризисные меры Сиенко, отправившего в вынужденные отпуска 20 тысяч человек, губернатор сравнил с действиями, которыми в свое время довел «до ручки» ОАО «УЗТМ» его экс-владелец Каха Бендукидзе.

Сейчас менеджеры УВЗ не исключают, что в случае сокращения объема заказов, им придется уволить 24 тысячи человек, против чего резко выступает Эдуард Россель. Губернатор пообещал, что предпримет все усилия, чтобы 5 июня (на этот день назначено совещание) довести объективную информацию о происходящем на предприятии до полпреда президента РФ по Уральскому федеральному округу Николая Винниченко.

Олег Сиенко не согласен с обвинениями в свой адрес и считает, что одной из причин смены гендиректора «Уралвагонзавода» стал тот факт, что финансовое состояние предприятия при прежнем менеджменте «поставило под угрозу срыва действующие экспортные контракты на поставку спецтехники, которые были заключены в рамках межправительственных соглашений».

Доля военной техники в общем объеме производства «Уралвагонзавода» достигает 50%. Предприятие работает над выполнением контракта с индийской стороной на поставку 300 танков Т-90С и 1000 комплектующих для лицензионного производства этих ОБТ на территории Индии. «В конце апреля мы туда отгрузили очередную партию изделий в количестве 40 единиц, сейчас работаем над отгрузкой второй партии», — сообщил гендиректор НПК.

Олег Сиенко рассчитывает, что уже в этом году предприятие подпишет новые военные контракты и частично начнет их исполнять, а совокупный объем оборонных заказов по внутренним и экспортным контрактам составит 2 млрд долларов. Помимо взаимодействия с такими традиционными партнерами, как Индия, Алжир, Ливия, «уже на выходе контракт с одной из стран Аравийского полуострова». На заводе надеются и на заказ Минобороны на обновление парка бронетанковой техники.

По словам руководителя профсоюза УВЗ Владимира Красноруцкова, коллектив понимает, что судьба предприятия зависит уже не от действий директора «Уралвагонзавода», а от позиции президента РЖД Владимира Якунина, который 5 июня также будет присутствовать на встрече у полпреда. Возможно, сейчас единственный шанс не увольнять персонал — убедить менеджмент РЖД разместить хоть какой-то заказ на УВЗ.

«Ситуация простая: РЖД не повысили тарифы на этот год, и компания заявила, что сокращает внутренние расходы, будет сокращать персонал и сократила объем средств, выделяемых на закупки железнодорожной техники. Поэтому и у УВЗ, и у Тверского вагоностроительного завода начались однотипные проблемы. Но председатель правительства побывал в Тверской области и Тверскому заводу были выделены 3 млрд рублей, которых ему хватило на месяц, а УВЗ деньги выделены не были, поэтому его положение становится все хуже», — пояснил BFM.ru секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков.

Как заявил на днях первый вице-президент РЖД Вадим Морозов, для выхода на безубыточный уровень в 2009 году компании требуется доиндексация грузовых тарифов на 7,6% или 29,6 млрд рублей. Иначе чистый убыток компании в 2009 году может достичь 97,1 млрд рублей против прибыли в 13,4 млрд рублей в 2008 году. Ранее планировалось, что тариф будет повышен со второго полугодия на 5,7%.

«На обоих заводах однотипные проблемы, грубо говоря, связанные с сокращением заказов, но насчет вероятного увольнения 24 тысяч сотрудников на УВЗ к нам информация не поступала. Нам известно только о том, что 10 тысяч человек переведено на сокращенный график с сохранением 2/3 зарплаты. Но эта мера находится в рамках действующего законодательства, в отличие от тех случаев, когда предприятия переводят на 2/3 от тарифа. Вот с подобным мы боремся», — сказал Александр Шершуков.

«Конечно, в том, что предприятия будут вынуждены сокращать персонал, для профсоюзов никакой радости нет по определению. К сожалению, в ситуации сокращения производства это неизбежно. Но в ФНПР отслеживают ситуацию на таких крупных предприятиях, как УВЗ. И пока к нам информации о нарушениях трудового законодательства на заводе не поступало ни от граждан, ни по линии журналистов. В случае, если такие сведения появятся, мы в рамках своего отраслевого профсоюза предпримем меры к защите прав работников», — пообещал секретари ФНПР, выразив надежду, что преодоление экономикой кризисных явлений позитивно отразится на работе предприятия.

«В случае, если начнется выход из кризиса, то рост экономики вызовет оживление перевозок и улучшение положения РЖД, что по цепочке приведет к росту машиностроительных заказов. Но когда это произойдет — через три месяца или позже, — думаю, пока не знает никто. И никому неизвестно, что будет в экономике в сентябре-октябре», — заключил Александр Шершуков.

Рекомендуем:

  • Фотоистории