16+
Пятница, 24 ноября 2017
  • BRENT $ 63.42 / ₽ 3707
  • RTS1158.62
3 августа 2009, 12:09 СМИ

Периодика все меньше интересует читателей

Лента новостей

Подписные тиражи и продажи периодических печатных изданий продолжают падать. Главная причина сокращения продаж периодики — снижение покупательского спроса

Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма "Каникулы в Простоквашино"

Серьезного падения подписки под влиянием кризиса в целом по России не произошло, говорится в сообщении «Почты России». В результате подписной кампании на второе полугодие 2009 года снижение тиражей по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило 2,2%. В первом полугодии этого года уровень падения подписных тиражей был примерно таким же — 2,3%.

Согласно сообщению Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в июле этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого значительно увеличились тиражи изданий дачной тематики. Например, у журнала «Моя прекрасная дача» рост превысил 3000%, а «Добрые советы. Дом в саду» —поднялся на 388%. Также пользуются популярностью у читателей газеты и журналы о здоровом образе жизни и кулинарии.

Тенденция по сокращению продаж периодических печатных изданий также сохранилась. По итогам второго квартала этого года, согласно данным АРПП, они уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 10%. В то же время, ситуация с ценами, начиная с апреля, стабилизировалась. Повышения наценок со стороны распространителей не наблюдалось. «Цены поднимали некоторые издатели, повышение в подавляющем большинстве случаев не превышало 5-10%. Соответственно увеличивалась цена в рознице, но только по отдельным изданиям», — говорится в сообщении ассоциации.

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, выручка от реализации населению России периодической печати за 2008 год оценивается в 73,6 млрд рублей, в том числе по подписке — 27,4 млрд рублей (впервые с учетом альтернативной подписки). Рекламные доходы печатных СМИ достигли за прошлый год 57,6 млрд рублей. Общий тираж российских газет в 2008 году составил 7,8 млрд экземпляров, а российских журналов — 2,1 млрд экз.

Эксперты отмечают, что в целом по сравнению с началом года ситуация на рынке стабилизировалась, однако главная причина сокращения продаж периодики — снижение покупательского спроса — осталась неизменной. По словам гендиректора компании «ПерссХаус» (развивает сеть минимаркетов печатной продукции «Хорошие Новости») Романа Мельникова, именно поэтому падение продаж периодической печатной продукции в сети по итогам первого полугодия 2009 года составило порядка 25% по сравнению с аналогичным периодом 2008. «На сегодня продажи стабилизировались. В дальнейшем, по нашим прогнозам, на объемы продаж будут влиять только сезонные колебания, — оптимистичен Роман Мельников. — По итогам 2009 года падение продаж составит 15–18% к объемам 2008 года, что вполне закономерно вследствие нынешней нестабильной экономической ситуации и перераспределения покупательских предпочтений».

Тенденция по смещению потребительского спроса в сторону изданий низкой ценовой категории продолжает наблюдаться на российском рынке. В дальнейшем доля расходов на приобретение прессы в потребительской корзине, которая сейчас составляет 0,6%, будет только снижаться, прогнозируют в АРПП.

Что касается предпочтений, то читатели не настроены на глянец и общественно-политических изданий, отмечает в интервью BFM.ru гендиректор Национальной тиражной службы Илона Соколова.

С ней соглашается и директор коммерческого департамента компании «Метропресс» Ирина Рогова: «Сейчас человек не может позволить себе какие-то дорогие развлечения, например, у многих исчезла возможность ездить за границу. Поэтому в качестве альтернативы люди начинают заниматься домом, здоровьем, благоустраивать дачный участок и т. п., и читают соответствующие издания».

Однако несмотря на взрывной спрос на печатные СМИ в отдельных категориях, эксперты АРПП ожидают дальнейшего снижения реализованных тиражей. Основные причины — отсутствие новинок наряду с вымыванием существующего ассортимента, а также ухудшение качества изданий (сокращение полосности, снижение качества полиграфии и контента).

Ассортимент действительно сокращается. Только в период с декабря по июнь в журнальной прессе закрылось до 15 журналов, рассказывал в недавнем интервью Business FM президент издательского дома «Hachette Filipacchi Shkulev и Интермедиагруп» Виктор Шкулев. По прогнозам экспертов, за весь 2009 год количество периодических изданий сократится на треть.

Подобные тенденции не удивительны на фоне существенного снижения объемов рекламы в периодических изданиях. В ближайшие полгода сокращение рекламы в периодике только продолжится, считает гендиректор коммуникационной группы «Максима» Андрей Балашов. «По 2009 году в целом объемы рекламы в прессе снизятся на 30% по сравнению с 2008 годом при условии, что на потребительском рынке не произойдет никаких переломов, — отмечает он в интервью BFM.ru. — В абсолютных цифрах прогнозировать трудно, но суммарный объем должен составить примерно 25–28 млрд рублей. Если, конечно, ЦБ удержит курс рубля».

Рекомендуем:

  • Фотоистории