16+
Вторник, 26 марта 2019
  • BRENT $ 67.93 / ₽ 4370
  • RTS1231.88
22 июля 2009, 21:03 Макроэкономика

«Зеленая революция» в Британии стартовала экогородами

Лента новостей

Правительство Великобритании официально одобрило план развития 4 экогородов. В их основе — здания с нулевым уровнем выбросов парниковых газов, электромобили, альтернативные источники энергии

Проект экогорода Чайна Клэй. Фото: claycountryvision.imerys.com
Проект экогорода Чайна Клэй. Фото: claycountryvision.imerys.com

Правительство Великобритании официально одобрило план развития 4 экогородов. В их основе — здания с нулевым уровнем выбросов парниковых газов, электромобили, альтернативные источники энергии.

Речь идет о проектах Рэкхит (Rackheath) в графстве Норфолк, Бистер (Bicester) в Оксфордшире, Уайтхилл-Бордон (Whitehill Bordon) в Восточном Хэмпшире, а также Чайна-Клэй (China Clay), Корнуолл. Теперь заявки, которым был дан «зеленый свет», переходят на стадию проектирования.

Концепция экогородов ориентирована на эффективное жилищное строительство и решение проблем, связанных с изменением климата. К 2020 году в Британии предусматривается построить до 10 таких городов.

Премьер-министр Великобритании Гордон Браун (Gordon Brown) заявил, что четыре выбранных проекта возглавят британскую «зеленую революцию».

«Развитие экогородов поможет нам снять проблему дефицита доступного жилья на покупку и аренду и свести к минимуму последствия изменения климата. В таких городах построят современные дома, где жители будут меньше платить за энергию, будут энергоэффективные офисы и новейшие школы, общественные центры и предприятия обслуживания», — добавил Браун.

Британское правительство ранее заявляло, что необходимо сократить выбросы парниковых газов на 80% к 2050 году. Экологическое направление является одним из ключевых приоритетов. Между тем, новая концепция нередко сталкивается с противостоянием местных сообществ и активистов. Многие жители и представители властей считают ее нежизнеспособной и непопулярной. Нередко высказывают опасения по поводу недостаточности инфраструктуры и транспорта, а также угрозы дополнительной нагрузки на соседние территории при строительстве систем нового города и из-за ограничений внутри экосообществ.

Так, против развития экогорода Рэкхит на неиспользуемом летном поле выступают 71% жителей прилегающих районов. Проект в Корнуолле предполагается застраивать вблизи уже существующих деревень. Он получил поддержку у местных политиков, но эксперты Совета по охране сельских районов Англии считают программу неприемлемой. Они утверждают, что транспортная система неразвита и проект обречен на провал, если не будут созданы рабочие места для тысяч новых жителей (согласно проекту Чайна-Клэй, речь идет о 5000 домов).

Каковы же основные черты экогорода? Рациональная планировка, при которой жилые дома расположены не более чем в 10 минутах ходьбы от остановок общественного транспорта и необходимых служб и организаций. Парки, детские площадки, сады, на долю которых приходится до 40% территории города. Здания с нулевым уровнем выбросов парниковых газов (в том числе это касается магазинов, ресторанов, школ). Заправочные станции для электромобилей, дома, оснащенные интеллектуальными счетчиками, солнечными и ветрогенераторами. Кроме того, в экогороде будет действовать ограничение на использование обычных автомобилей (менее 50% перемещений из города или внутри города).

Ряд предполагаемых площадок на этапе отбора были отсеяны. Более года назад Министерство по делам общества и местного самоуправления (The Department for Communities and Local Government) выбрало в короткий список 15 вариантов, отсмотрев всего более 50. И только один из включенных в короткий список проектов – Рэкхит – получил в прошлом году высший рейтинг A по критерию устойчивости.

Напряженность вокруг инициативы усиливается также из-за того, что на этапе рассмотрения заявок Министерство по делам общества и местного самоуправления выражало сомнения по поводу финансовой состоятельности некоторых из проектов короткого списка.

Министерству по делам общества и местного самоуправления, а в конечном итоге налогоплательщикам, разработка концепции экогородов стоила около 3 млн фунтов стерлингов (PR и коммуникации, разработка сайта, работы по оценке проектов), сообщает The Daily Telegraph. Четыре победивших предложения получат доступ к финансированию в объеме 60 млн фунтов стерлингов, а также дополнительные средства на развитие инфраструктуры и строительство школ. Остальные деньги должны быть вложены девелоперами.

Как подчеркивает Guardian, в развитии инфраструктуры ключевое значение имеют сроки. Если эти вопросы не будут решены своевременно, то в новых городах закрепится обычный уклад жизни, будут активно использоваться автомобили, традиционные энергоносители и так далее. Если же с самого начала речь не идет создании более экологичной и эффективной системы общественного транспорта, сокращении использования автомобилей, то такой проект не может претендовать на звание «экогорода».

Воплощение предлагаемых принципов и идей не должно ограничиваться несколькими городами, пишет Guardian. Возможно, следует расширить эту концепцию и создавать «экокварталы» в уже существующих населенных пунктах. В районах новой застройки в уже сложившихся системах будет проще развивать транспортную инфраструктуру, чем в обособленных населенных пунктах. Кроме того, опыт экокварталов можно распространять гораздо шире.

Между тем, британские и мировые СМИ следят за развитием экологических мегапроектов в Китае, которые являются примером реализации новой концепции.

На северо-востоке Китая создается экогород, рассчитанный на 30 тысяч жителей. На церемонии, посвященной началу первого этапа строительства «экосити» Тяньцзинь площадью 150 га инвесторы заявили, что проект, рассчитанный на 10 лет, будет масштабируемым и тиражируемым, так что этот опыт можно будет распространить в других регионах и странах.

Китаю новая модель определенно необходима. В следующие 20 лет число городских жителей, согласно прогнозам, вырастет более чем на 300 млн. Поскольку уровень потребления и зарплаты в городе втрое выше, чем в сельских районах, то если не будет разработана новая модель урбанизации, очень возрастет нагрузка на энергетические и водные ресурсы.

В Тиньцзинь предполагается использовать в строительстве исключительно материалы, отвечающие экологическим нормативам. Более 60% отходов будет проходить вторичную переработку. Районы будут проектироваться так, чтобы для всех жителей магазины, школы, больницы были в пределах шаговой доступности. Недалеко от каждого дома будет проходить линия легкого наземного метро, что должно сократить использование автомобилей на 90%. В Тяньцзине будет больше зеленых насаждений, чем в любом другом городе Китая, в среднем – 12 кв м парков или зеленых территорий на человека. Потребление воды будет ограничиваться 120 литрами в сутки на человека, более чем наполовину водоснабжение будет обеспечено за счет очищенных стоков и дождевых вод.

Между тем, как отмечает Guardian, найти баланс между радикальными нововведениями и реальностью довольно трудно. Многие разочарованы реализацией другого амбициозного китайского проекта — экогорода Дунтань, спроектированного британской компанией Arup. Сроки его реализации были перенесены и перспективы завершения все более отдаляются. Стоит отметить, что к 2010 году должен был быть закончен первый этап застройки, предполагалось, что к этому времени город будет насчитывать 50 тысяч жителей. Но пока перейти от идей на бумаге к реальности не удалось.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию