16+
Четверг, 23 ноября 2017
  • BRENT $ 63.18 / ₽ 3695
  • RTS1159.11
3 августа 2009, 08:02

Япония построит терминалы на Дальнем Востоке

Лента новостей

Крупнейший мировой импортер зерна, Япония, хочет построить зерновые терминалы на российском Дальнем Востоке. Для этого японские компании уже наняли консультантов и ведут переговоры

Зерновой терминал. Фото: ozinoh/flickr.com
Зерновой терминал. Фото: ozinoh/flickr.com

Крупнейший мировой импортер зерна, Япония, хочет построить зерновые терминалы на российском Дальнем Востоке. Для этого японские компании уже наняли консультантов и ведут переговоры. Пока основным препятствием остаются высокие тарифы РЖД на перевоз зерна, говорят эксперты.

Среди японских холдингов, выразивших интерес к строительству зерновых терминалов — Itochu Corporation, Sojitz Corporation и Mitsui & Co.

В Itochu Corporation BFM.ru подтвердили интерес к этому направлению деятельности. «На данный момент проект находится еще в стадии проработки, поэтому сложно говорить о его подробностях. Это очень интересный проект, и он будет развиваться. Однако терминальное строительство — это сроки от 5 лет до десятилетий», — рассказали BFM.ru в московском представительстве японской корпорации.

Построить зерновой терминал до 2015 года уже готов Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Предполагается, что производительность терминала составит 1,5 млн тонн в год, а его приоритетным направлением деятельности станет рынок Юго-Восточной Азии. «Ряд заявлений членов кабинета министров России и глав крупных кредитно-финансовых учреждений страны, сделанных на Всемирном зерновом форуме в Санкт-Петербурге, дает право рассчитывать на масштабную поддержку проектов по экспорту зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», — надеется заместитель генерального директора Дальневосточного порта Вячеслав Екимцов.

В Itochu пока затрудняются оценить сумму возможных инвестиций в строительство одного зернового терминала, ссылаясь на раннюю стадию разработки. Последний аналогичный проект (зерновой терминал в порту Новороссийска, правда, с большим грузооборотом — в 2,5 млн тонн в год) потребует более 1,5 млрд рублей.

Одна из основных причин такого интереса японских компаний к строительству терминалов на Дальнем Востоке — сибирская пшеница. «Сейчас в России и, в частности, в сибирской ее части имеется избыток зерна, а цены в текущей рыночной ситуации низкие», — говорит представитель компании Itochu.

Сейчас внутренние цены на российское зерно тестируют локальные минимумы на уровне 5,4 тысячи рублей за тонну (пшеница продовольственная третьего класса), говорит эксперт ИК «Финам» Сергей Фильченков: «В Сибири сбор зерна еще не начат, однако не так давно прогноз по урожаю в регионе был увеличен. Предполагается, что он составит около 16 млн тонн, что на 15% выше показателя прошлого года». По Алтайскому краю прогнозируется урожай в 4,8 млн тонн — это на 1 млн тонн больше показателей прошлого года.

Япония, в свою очередь, является одним из крупнейших мировых импортеров зерна, напоминает Сергей Фильченков. «В прошлом году она заняла четвертое место по импорту пшеницы (5 млн тонн), а по кукурузе достаточно давно является мировым лидером. Спецификой страны являются закупки зерна на основе тендеров, а также достаточно жесткие требования к импорту. Крупнейшими поставщиками зерна в Японию являются США, Бразилия и Аргентина. В прошлом году в их ряды попыталась вклиниться Россия, но пока существенного изменения структуры импорта не произошло», — говорит аналитик.

Ранее, в конце июня этого года, на международной конференции «Зерновая Сибирь» Itochu Corporation, Sojitz Corporation и Mitsui & Co провели переговоры с алтайским зернопереработчиком — компанией «Пава». «Во время переговоров японская сторона проявила интерес к возможности инвестировать в развитие сельхозпроизводства в России и в Алтайском крае, в частности. Это обусловлено стремительным ростом потребности этого государства в зерновых культурах. Но при этом представители японских компаний обратили внимание на то, что более конкретно говорить о сотрудничестве можно будет только при снижении железнодорожных тарифов на экспортное зерно и продукты его переработки. В настоящее время российские тарифы на железнодорожные перевозки в несколько раз превышают тарифы США», — приводятся в сообщении российской компании слова председателя совета директоров «Павы» Андрея Игошина.

Восточная Сибирь действительно является привлекательным регионом-зерновым «донором», однако существующие логистические схемы делают экспорт непривлекательным, говорит в интервью BFM.ru координатор электронной зерновой торговой площадки idk.ru Юрий Белоусов. «Сейчас мощности перевалки зерна через Дальний Восток составляют лишь около 300 тонн. Единственная возможность наладить экспорт — пересмотреть ставки железнодорожных тарифов», — говорит эксперт. И такие прецеденты уже были: «В прошлом году были снижены тарифы на транспортировку в сторону Черноморского бассейна. Тогда сибирский регион смог отгрузить около 1 млн тонн зерна». Тарифы на перевозку зерна не должны превышать 25 долларов за тонну, считают эксперты. Действующие тарифы составляют около 70 долларов.

Строительство дальневосточных зерновых терминалов создает базу для экспорта не только в Японию, но и другие страны, вставшие на путь индустриального развития в ущерб сельскому хозяйству, в частности, в Корею, считает Сергей Фильченков из «Финама»: «Кроме того, есть емкие рынки Китая и Вьетнама, где растет потребление зерновых, которые, по мере роста уровня жизни, постепенно заменяют традиционный рис», — заключает он.

Рекомендуем:

  • Фотоистории