16+
Среда, 17 апреля 2024
  • BRENT $ 90.09 / ₽ 8475
  • RTS1155.46
19 мая 2014, 09:40

Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций

Лента новостей

Немного занудную книгу про туннели и мосты нужно рекомендовать читать всем, кто верит, что огромный инфраструктурный проект чудесно изменит экономику страны

Проект NEAT Gotthard-тоннель через Альпы, который должен быть введен в эксплуатацию в конце 2016 года.
Проект NEAT Gotthard-тоннель через Альпы, который должен быть введен в эксплуатацию в конце 2016 года. Фото: Reuters

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга Бента Фливбьорга, Нильса Брузелиуса и Вернера Ротенгаттера «Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций».

Туннель через пролив Ла-Манш, Эресуннский мост между Данией и Швецией, мост Васко да Гама в Португалии, межнациональная система автострад, туннели в Альпах, узловые аэропорты Европы, планы строительства туннелей через Гибралтарский и Мессинский проливы, бостонский автомобильный туннель и аэропорт Гонконга. Все это мегапроекты, как реализованные, так и не реализованные. Знаете, что объединяет все эти кейсы? Первоначальная стоимость проектов была занижена, очень сильно занижена. Аппетит растет во время еды. Реальная стоимость Большого Бостонского туннеля оказалась выше на 196%, моста Хамбер в Великобритании — на 175%, скоростной железной дороги Бостон–Вашингтон–Нью-Йорк — на 130%, железнодорожного туннеля через Большой Бельт в Дании — на 110%. Совместный англо-французский туннель под Ла-Маншем выглядит образом ответственности: там превышение составило всего 80%.

Есть редкие примеры проектов, где бюджеты выдерживались, но они никак не меняют общую печальную картину. Проектировщики не способны правильно учесть ничего: ни реальную стоимость, ни реальный пассажиропоток, ни экологические риски, ни риски при строительстве. Мегапроекты всегда рискованны, и всегда эти риски не учитываются, это касается как государственных, так и частных проектов. Заметьте, в книге почти нет речи про Россию, все это западные примеры.

Немного занудную книгу про туннели и мосты нужно рекомендовать читать всем, кто верит, что огромный инфраструктурный проект чудесно изменит экономику страны. Конечно, дороги, мосты и туннели нужно строить. Но помните: проектная сумма не имеет никакого отношения к реальности.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию