ОАО «РЖД» ориентируется на малый и средний бизнес
Лента новостей
Что и как закупают Российские железные дороги? Как именно организован этот процесс, и что компания планирует сделать, чтобы повысить эффективность закупок? Об этом – бизнес-кейс с Михаилом Задорожным.
РЖД работает не только в России, но и за рубежом. Помимо основной деятельности, то есть железнодорожных перевозок, компания занимается поддержанием и обновлением инфраструктуры. Кроме того, на ее балансе много социальных объектов. Поэтому неудивительно, что Российские железные дороги закупают самую разную продукцию и услуги.
Общий объем закупок РЖД в минувшем году составил 850 миллиардов рублей.
О том, что нужно РЖД, потенциальные поставщики могут узнать заранее:
Поскольку собственником РЖД является государство, компания покупает продукцию и услуги на конкурсной основе. Есть, конечно, эксклюзивные поставщики – к примеру, производителей локомотивов и подвижного состава не так уж много. Но то, что широко представлено на рынке, РЖД приобретает на аукционах и конкурсах.
Участвуют в них как отечественные, так и зарубежные компании. По ряду причин чаще всего иностранцы делают это через своих российских представителей.
Размер большинства контрактов на поставку продукции или выполнение работ для РЖД колеблется в районе 10 миллионов рублей. Поэтому в общем объеме закупок заметная доля приходится на поставщиков из числа компаний малого и среднего бизнеса. Для них планируется проведение специализированных торгов, и другие преференции:
Есть два основных способа закупки: аукцион и конкурс. РЖД организует аукционы, где игра идет на понижение, поэтому победителем признается тот участник, который предложил самую низкую цену. Почти треть необходимой продукции и услуг РЖД закупает именно таким образом.
А в конкурсах учитывается не только цена, но и многие дополнительные параметры, в том числе технические характеристики продукции и условия поставки:
Иногда покупатели, в том числе РЖД, сталкиваются с недобросовестными поставщиками:
Вариант здесь один: идти в суд. А это потерянное время и, соответственно, потерянные деньги.
Росту числа недобросовестных поставщиков способствовало действовавшее ранее законодательство:
В связи с изменением законов РЖД подготовило новое положение о закупках.
В новом положении о закупках РЖД определяет для себя еще один способ закупки, существовавший когда-то в российской практике: двухэтапный аукцион.
Кроме того, РЖД вводит процедуру постоянного отбора поставщиков. Компания готова рассматривать их документы на постоянной основе, и признавать их квалификацию достаточной для дальнейшего участия в аукционах и конкурсах. Это позволит сократить сроки проведения закупок для нужд РЖД, и наладить партнерские отношения с постоянными поставщиками.