16+
Понедельник, 21 августа 2017
  • BRENT $ 51.85 / ₽ 3062
  • RTS1034.29
22 мая 2014, 16:39 Компании

ОАО «РЖД» ориентируется на малый и средний бизнес

Лента новостей

Что и как закупают Российские железные дороги? Как именно организован этот процесс, и что компания планирует сделать, чтобы повысить эффективность закупок? Об этом – бизнес-кейс с Михаилом Задорожным.

Ирина Митичкина. Фото: из личного архива
Ирина Митичкина. Фото: из личного архива

РЖД работает не только в России, но и за рубежом. Помимо основной деятельности, то есть железнодорожных перевозок, компания занимается поддержанием и обновлением инфраструктуры. Кроме того, на ее балансе много социальных объектов. Поэтому неудивительно, что Российские железные дороги закупают самую разную продукцию и услуги.

Общий объем закупок РЖД в минувшем году составил 850 миллиардов рублей.

Ирина Митичкина
Начальник центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД»
«
Проще сказать, что РЖД не закупает, потому что деятельность компании - она очень разноплановая, и закупаем мы практически все, что представлено на рынке - от медицинского оборудования и до тягового подвижного состава. Анализ структуры закупок за прошедший год показал, что 84% от общего объема денежных средств размещается непосредственно у предприятий-производителей той или иной продукции, а оставшиеся 16% - у так называемых посреднических организаций. Но надо понимать, что это закупки, которые осуществляются на конкурентной основе на открытом рынке, поэтому здесь выбор поставщика осуществляется, исходя из предпочтительности данного им предложения.»

О том, что нужно РЖД, потенциальные поставщики могут узнать заранее:

Ирина Митичкина
Начальник центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД»
«
План закупок формируется на год, с разбивкой по кварталам. Поэтому задолго до того, как мы приступаем собственно к организации процедуры закупки, рынок имеет возможность оценить предстоящие объемы работы, предстоящие потребности. План закупок формируется достаточно детально, начиная от наименования, собственно говоря, того, что мы закупаем, и заканчивая местом поставки.»

Поскольку собственником РЖД является государство, компания покупает продукцию и услуги на конкурсной основе. Есть, конечно, эксклюзивные поставщики – к примеру, производителей локомотивов и подвижного состава не так уж много. Но то, что широко представлено на рынке, РЖД приобретает на аукционах и конкурсах.

Участвуют в них как отечественные, так и зарубежные компании. По ряду причин чаще всего иностранцы делают это через своих российских представителей.

Размер большинства контрактов на поставку продукции или выполнение работ для РЖД колеблется в районе 10 миллионов рублей. Поэтому в общем объеме закупок заметная доля приходится на поставщиков из числа компаний малого и среднего бизнеса. Для них планируется проведение специализированных торгов, и другие преференции:

Ирина Митичкина
Начальник центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД»
«
Завершается формирование перечня продукции, которая в первоочередном порядке будет закупаться у предприятий малого и среднего бизнеса. Как правило, это либо некая инновационная научная продукция, которая закупается в рамках НИОКРов, либо то, что называется запасные части и комплектующие. И общий объем этих закупок – по нашим прикидках, это 45 миллиардов рублей.»

Есть два основных способа закупки: аукцион и конкурс. РЖД организует аукционы, где игра идет на понижение, поэтому победителем признается тот участник, который предложил самую низкую цену. Почти треть необходимой продукции и услуг РЖД закупает именно таким образом.

А в конкурсах учитывается не только цена, но и многие дополнительные параметры, в том числе технические характеристики продукции и условия поставки:

Ирина Митичкина
Начальник центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД»
«
Это способ закупки, при котором победителем признается компания, представившая лучшее предложение. Оно, конечно, не всегда бывает самым дешевым. Это тот самый механизм, который позволяет обеспечить баланс между ценой и качеством предлагаемой продукции. Но при этом, конечно, цена все-таки имеет очень существенное значение. И можно говорить о весовых критериях, которые мы применяем при оценке в случае проведения конкурса, весовая доля цены составляет 70% в общей оценочной массе полученного предложения.»

Иногда покупатели, в том числе РЖД, сталкиваются с недобросовестными поставщиками:

Ирина Митичкина
Начальник центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД»
«
Ну, может быть они и не были изначально недобросовестными, может быть, они просто не вполне объективно оценили свои возможности. Но, тем не менее, в результате такого рода действий оказались сорванными поставки, вслед за поставками - планы там ремонта или какие-то иные производственные планы. И естественно компания в итоге недополучает некую часть прибыли. Конечно, для нас это проблема. Это проблема для нас, и для любого закупщика.»

Вариант здесь один: идти в суд. А это потерянное время и, соответственно, потерянные деньги.

Росту числа недобросовестных поставщиков способствовало действовавшее ранее законодательство:

Ирина Митичкина
Начальник центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД»
«
Действовавший до января этого года 94-й закон о государственных закупках - он как раз основывался на принципе: чем дешевле, тем лучше. В итоге появлялись закупки, когда квадратный метр асфальтового покрытия где-то на северах стоил 60 копеек. И вот компания с таким предложением выигрывала конкурс, потом приходила к заказчику и говорила, что сделать она ничего не может. Мы тоже иногда сталкиваемся с ситуацией, когда у нас цена закупки при проведении аукционов иногда доходит до нуля. И у нас вот если торг идет в электронной системе, машина просто его останавливает.»

В связи с изменением законов РЖД подготовило новое положение о закупках.

Ирина Митичкина
Начальник центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД»
«
Надо сказать, что 44-й закон действительно далеко продвинул вперед закупочную деятельность, по крайней мере, с точки зрения расширения палитры способов закупок. Второй очень важный момент, который действительно будет иметь большое значения для нас, и не только для нас, а и вообще для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от форм собственности - это то, что 44-й закон впервые предусмотрел в прямом виде антидемпинговые меры. И третий важный блок - это то, как мы формируем стартовые цены при проведении закупок. Положение о закупках, которое сформировано РЖД на сегодняшний день, как раз исчерпывающим образом описывает способы формирования стартовых цен.»

В новом положении о закупках РЖД определяет для себя еще один способ закупки, существовавший когда-то в российской практике: двухэтапный аукцион.

Ирина Митичкина
Начальник центра организации конкурсных закупок ОАО «РЖД»
«
Мы говорим: мы, в общем, хотим закупить что-то. Расскажите нам, что у вас есть? И нам присылают предложения, описывающие: вот у нас есть - не знаю - станок вот с такими характеристиками, с такими характеристиками, с такими характеристиками и с такими характеристиками. И на основании полученных предложений заказчик формирует уже точное техническое задание, выставляет его на второй этап конкурса. Это, наверное, ответ на вопрос о том, почему могут не состояться некоторые процедуры закупок. Просто, в том числе, и потому, что мы не вполне точно сформировали технические требования. Может быть, мы просто не обладаем в какие-то моменты полнотой информации о том, что сегодня существует.»

Кроме того, РЖД вводит процедуру постоянного отбора поставщиков. Компания готова рассматривать их документы на постоянной основе, и признавать их квалификацию достаточной для дальнейшего участия в аукционах и конкурсах. Это позволит сократить сроки проведения закупок для нужд РЖД, и наладить партнерские отношения с постоянными поставщиками.

Рекомендуем:

  • Фотоистории