16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
15 августа 2009, 12:17

Доля контрафактных сигарет может вырасти

Лента новостей

Минсельхоз намерен поднять акцизы на табак. Как это отразится на курильщиках и на табачных компаниях, BFM.ru рассказали управляющий директор «БАТ Россия» Кингзли Уитон и директор департамента по корпоративным вопросам «Филип Моррис» Алексей Ким

Производство сигарет. Фото: AFP
Производство сигарет. Фото: AFP

Уитон Кингзли. Фото: пресс-служба BAT

Российский Минсельхоз для пополнения бюджета намеревается серьезно поднять ставки по подакцизным товарам. Повышение акциза для сигарет с фильтром по отношению к предыдущим планам составит 8,8% в 2010 году — минимальная ставка вырастет с 216 рублей за 1 тысячу сигарет до 235 рублей, и 11,5% в 2011 году — с 260 рублей до 290 рублей. О том, как на российских курильщиках и на самих табачных компаниях отразится рост акцизов, BFM.ru рассказали управляющий директор «БАТ Россия» Кингзли Уитон и директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» Алексей Ким.

Кингзли Уитон, управляющий директор «БАТ Россия»: «Акциз — это налог на потребителя, а не на производителя».

— Минфин России рассматривает планы дополнительно повысить акцизы на табак и пиво для увеличения доходов бюджета. Как это скажется на вашем рынке?

— В нынешней экономической ситуации нам понятно стремление властей пополнить бюджет, в том числе и за счет повышения акцизов. Мы в принципе не против роста налоговой нагрузки, но мы хотели бы предостеречь власти от повышения акцизов слишком быстро и на слишком большую величину. Если акциз поднимется очень резко, цены на сигареты также подскочат, и может образоваться зазор между стоимостью сигарет в России и в соседних странах, что, в свою очередь, может привести к притоку нелегальной продукции в Россию.В целом, мы полагаем, что акциз — это налог на потребителя, а не на производителя. Поэтому мы компенсируем рост акциза за счет повышения цены, такова наша политика.

— Вы упомянули о контрафактной и контрабандной продукции. Сколько сейчас на рынке, по вашим оценкам, она может составлять, и откуда идут основные каналы поставок?

— В настоящее время Россия находится в очень выгодной ситуации. Общий уровень контрабанды и контрафакта составляет менее 1%. Если сравнивать российские цены на сигареты с мировыми, то они до сих пор находятся на относительно невысоком уровне. Угроза возникнет, если цены на табачную продукцию в близлежащих государствах будут намного ниже, чем в России. Так что если зазор между уровнями цен будет слишком большим, нелегальная продукция может начать перетекать к нам откуда угодно, из любой страны, где такой зазор есть. Например, у России очень большая сухопутная граница с Китаем. По нашим данным, очень значительная доля контрафакта происходит из Китая — это также может угрожать российскому табачному рынку. Но самый лучший ответ на попытки контрабанды и контрафакта — это инновации. Чем более инновационный и дорогостоящий продукт вы производите, тем сложнее его имитировать.

— Каких мер не хватает, чтобы в России выработался комплексный подход к регулированию табачной отрасли?

— В первую очередь нужно упомянуть о техническом регламенте, он вступает в силу в декабре этого года. В нем собраны предписания, целый ряд требований к продукции, которые раньше были разбросаны по разным документам, законам, ГОСТам и т.д. Мы получили общепонятный документ, который соответствует международным нормам. Здесь российское правительство движется в абсолютно правильном направлении. Регламент также соответствует предписаниям международной Рамочной конвенции по борьбе против табака, к которой Россия присоединилась. Россия проводит разумную политику регулирования табачной отрасли, в том числе постепенно повышая акцизы. Единственно, повторю, мы предупреждаем об опасности чрезмерного и резкого их повышения, что может вызвать приток нелегальной продукции.Говорят, что Россия отстает в сфере табачной политики от других стран. Но если мы возьмем рекламу, то здесь ограничения для нас гораздо более жесткие. В России, например, запрещена наружная реклама сигарет. В то же время в Швейцарии, Японии и в Германии она разрешена. Здесь Россия в сфере регулирования идет даже впереди других стран.

— Как в этом году изменился маркетинговый бюджет в «БАТ Россия»?

— Мы тратим, по меньшей мере, столько же, сколько и в прошлом году. Может быть, даже немного больше. Плана на следующий год у нас пока нет. Компании во время экономической нестабильности очень часто сокращают расходы либо на маркетинг, либо общие бизнес-расходы. Мы не согласны с таким подходом. У нас долгосрочные планы, мы инвестируем надолго, и поэтому мы не должны делать радикальных сокращений. Если вы серьезно относитесь к развитию бизнеса в России, вы должны быть готовы инвестировать, несмотря на кризис.

— Сокращали ли вы число сотрудников своих производственных активов, так называемых «синих воротничков»?

— В связи с кризисом мы этого не делали и не планируем.


Алексей Ким. Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Алексей Ким, директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл»: «Торговые точки из-за возможных проблем с наличными деньгами стали снижать количество табачных марок на прилавках».

— Что является кардинальным отличием в позиции российского правительства по отношению к табачной отрасли в сравнении с позицией, например, властей США и ЕС?

— Мне кажется, что в России все изменения в законодательстве происходят в короткий срок, в отличие от США и ЕС. Мы видим, что некоторые ограничения, о которых сейчас говорится у нас, полностью списаны с какого-либо западного закона и не отражают российскую реальность. Отсутствует комплексный подход со стороны власти в следующем вопросе: с одной стороны, есть стремление сократить потребление табачной продукции, а с другой стороны есть акцизная политика. Сейчас уровень контрафакта в России крайне низок, и нам бы не хотелось, чтобы из-за резко возросших ставок акцизов эта ситуация изменилась.

Существенное увеличение акцизов, во-первых, усугубит переключение совершеннолетних потребителей на более дешевые сигареты, которое сейчас наблюдается в табачной отрасли в целом. Также это может повлечь за собой увеличение количества контрафактной и контрабандной продукции. Вместе эти факторы могут негативно отразиться не только на стабильности всей отрасли, но и на доходах бюджета.

Рост акцизов на табачные изделия за последние годы является наиболее значительным среди всех подакцизных товаров и существенно опережает инфляцию. С января 2009 года минимальная ставка акциза увеличилась на 30%.

— Что происходит со стоимостью производства в России?

— Стоимость постоянно увеличивается. Постоянно растет цена на табак и нетабачные материалы, мы увеличиваем заработную плату сотрудникам, растет стоимость электроэнергии. С каждым годом увеличиваются и наши налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.

— Повлияла ли финансовая нестабильность на организацию ваших розничных продаж?

— Наша продукция реализуется через различные форматы розничной торговли — гипермаркеты, супермаркеты, рынки. Основная тенденция, которую мы видим сейчас — торговые точки из-за возможных проблем с наличными деньгами при закупке сигарет стали снижать количество табачных марок на прилавках. Торговые точки стараются закупать те марки, которые являются наиболее распродаваемыми. Самая быстрорастущая марка в нашем портфолио в России, как по объему, так и по доле рынка, — сигареты Bond Street. Только во II квартале 2009 года отгрузки сигарет Bond Street увеличились на 34,5%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию