16+
Воскресенье, 24 сентября 2017
  • BRENT $ 56.90 / ₽ 3272
  • RTS1123.24
20 июня 2014, 14:17 ОбществоПраво

Единые правила для работы управляющих компаний сформулированы

Лента новостей

Благодаря поправкам лицензирование УК должно привлечь внимание общественности к решению многих вопросов

Законопроект о лицензировании управляющих компаний в ЖКХ подходит ко второму, основному чтению. Профильный комитет рекомендовал Госдуме утвердить документ. Он уже прошел серьезную доработку, в законопроекте учтены предложения участников всероссийского форума «ЖКХ — новое качество», организованного «Единой Россией» в Челябинске. По словам заместителя председателя комитета, одного из авторов законопроекта Павла Качкаева, поправки ориентируют процесс лицензирования УК в сторону привлечения общественности к решению многих вопросов.

Напомним, законопроект о лицензировании управляющих компаний был принят Госдумой в первом чтении 22 апреля. По новым правилам управляющие компании (сейчас в России действует более 22 тыс. УК) должны будут пройти лицензирование до 1 мая 2015 года. Основанием для отказа в выдаче лицензии станет двойная административная ответственность, дисквалификация или судимость за экономические преступления руководителя УК. Привлечение к административной ответственности (двойное), а также неисполнение предписания органа государственного жилищного надзора станут основанием для лишения лицензии.

Как ожидается, второе чтение законопроекта состоится 1 июля. Почти за два месяца доработки документа в него предложено более ста поправок. Единороссы серьезно обсуждали законопроект на форуме ЖКХ 6 июня в Челябинске. В результате, констатировал Качкаев, законопроект не только «создает единые правила для всех управляющих компаний, которые работают на рынке управления многоквартирными домами», но и «переориентирует процессы в сторону максимального привлечения общественности к решению многих вопросов».

Замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис на заседании комитета подчеркнул, что по всем нюансам законопроекта фракция «Единая Россия» и профильное министерство имеют «консолидированное мнение». «Все возможные риски были учтены. Возможности собственников для защиты своих прав с помощью государства были увеличены», — заявил замминистра.

Так, одной из главных поправок к законопроекту стало создание специальных лицензионных комиссий, которые и будут выдавать лицензии управляющим компаниям. Ранее планировалось наделить этими функциями жилищные инспекции, состоящие из чиновников. Теперь же оценкой УК будут заниматься представители саморегулирующих организаций, в том числе —собственников жилья.

По мнению Качкаева, такая система реализует основную цель законопроекта — обеспечить объективность процесса входа в рынок управляющих компаний. А также — «защитить граждан от фирм-однодневок, которые собирали деньги за коммунальные услуги, а потом исчезали в неизвестном направлении». Кроме того, как отметил Чибис, участие самих собственников в лицензировании управляющих компаний — а в комиссии будет не менее трети представителей профессионального сообщества и общественных организаций — «минимизирует возможную коррупционную составляющую в субъектах РФ при лицензировании».

Также в законодательство о ЖКХ вводится право вето собственников на решение о лицензировании либо аннулировании лицензии УК. К примеру, если управляющая компания уже получила два административных взыскания (основание для отзыва лицензии), но ее работа удовлетворяет собственников, она сможет продолжить свою деятельность. Кроме того, собственники также смогут принять решение об исключении их дома из регистра организаций, которыми управляет компания. «Это важно в тех случаях, когда собственники пытаются сменить управляющую компанию, но не могут этого сделать, потому что компания блокирует данное решение», — отметил Чибис.

Еще один механизм воздействия собственников жилья на вхождение УК в рынок — блокирование получения лицензии. Порядок прост: законопроект обяжет госжилинспекции в обязательном порядке информировать собственников о том, что какая-либо управляющая организация претендует на получение лицензии. Если эта компания жильцов не устраивает, то на общем собрании они смогут принять решение о блокировке получения ею лицензии. Законотворцы замечают, что этот механизм избавит собственников жилья от ситуаций, когда они хотят сменить управляющую компанию, но не могут этого сделать.

Законопроектом предусматриваются также нормы в защиту управляющих компаний от недобросовестных контролеров. Как рассказал Чибис, документ введет правило обязательного доказательства вины ТСЖ. При этом собственники жилья смогут создавать ТСЖ на несколько многоквартирных домов, если у них есть общее имущество: земельный участок, подземная стоянка, узел теплового учета и другие объекты. Сейчас закон не разрешает этого делать. Как заметил Чибис, такие дома с общим имуществом сегодня «просто выпали из возможности регулирования их собственниками».

Одновременно закон даст возможность бороться с ТСЖ-«некоммерческими организациями», которые управляют многоквартирными домами, расположенными в разных районах города и не имеющими общего имущества. С 1 июля 2016 года они будут реорганизованы — или добровольно, или в судебном порядке.

Авторы законопроекта — группа депутатов «Единой России» во главе с лидером фракции, вице-спикером палаты Владимиром Васильевым — признаются, что работа над законопроектом о лицензировании управляющих компаний проделана действительно колоссальная. Однако и на этом процесс совершенствования отношений УК и собственников жилья не исчерпывается. Как рассказал Качкаев, в ближайшем будущем депутаты намерены сосредоточиться на разработке схемы отчета управляющих компаний за ресурсы.

Рекомендуем:

  • Фотоистории