16+
Пятница, 15 декабря 2017
  • BRENT $ 63.26 / ₽ 3724
  • RTS1145.93
1 июля 2014, 13:14 Авто
Спецпроект: Такси BFM с Алексеем Аксеновым

Первый рейс и первые трудности

Лента новостей

В первые же дни нашего эксперимента стало понятно, что работа в столичном такси не такая красочная и удобная, как рисуют или хотят видеть ее чиновники. Преференции не всегда работают, а нелегалов по-прежнему много

Алексей Аксенов за работой. Фото: BFM/Петр Еремин
Алексей Аксенов за работой. Фото: BFM/Петр Еремин

В компании СОЛТ широкий выбор автомобилей для работы в такси эконом-, комфорт-, бизнес-класса от разных производителей. Я выбрал Hyundai i40. Машина формально относится к бизнес-классу — комфортная, просторная сзади и с приличным багажником. К тому же, так как за рулем таксисту приходится находиться большую часть жизни, удобства для водителя и комфорт также имеют значение.

Все машины, которые компания СОЛТ предоставляет в лизинг, полностью готовы для работы в такси. Они желтого цвета, на них желтые номера, есть планшет. Единственное, что требуется от водителя или бизнесмена, который берет машину в лизинг, — наличие регистрации ИП или ООО. На руки клиент получает ключи, лицензию на работу в такси и карточку, которая позволяет бесплатно парковаться на всех столичных вокзалах, где есть выделенные линии для такси.

Чтобы выйти в рейс, водитель обязан ежедневно проходить медицинское обследование и проверять техническое состояние автомобиля. Самое простое решение — подписать договор либо с ближайшим таксопарком, либо с автобусным парком. На практике многие игнорируют это требование, но я играю по правилам, поэтому иду проходить все тесты. Машина в порядке, я тоже. Можно отправляться в рейс.

Фото: Алексей Аксенов/BFM

Дорогу покажешь…

Но перед тем как посадить к себе первого клиента, я решил проверить, насколько хорошо я знаю город, и вообще, способен ли работать в такси. Такую возможность мне предоставили в сервисе «Яндекс.Такси», который запустил экзамены для водителей, подключенных к системе, буквально на днях.

Цель экзамена — выявить лучших водителей, которые получат повышающий коэффициент в системе «Яндекс.Такси» и, как следствие, больше заказов, чем остальные водители.

В первую очередь, проверяется знание города. Вопросы в целом простые. Скажем, для примера: «Какая дорога ведет к аэропорту Внуково?» Дается три варианта ответа. Ответ вроде бы очевидный, но в группе были водители, которые не справлялись даже с такими простыми заданиями. Но есть и довольно неочевидные вопросы. Например, какая улица проходит рядом с метро «Водный стадион». Если ты точно не знаешь, приходится угадывать или выбирать методом исключения. А самое сложное — вопросы, где в ответах есть улицы с очень похожими названиями. Вот сидишь и гадаешь, …ая или …ий. Я, признаюсь, споткнулся о три подобных вопроса, но ответил в итоге верно.

После теста водители проходят собеседование с очаровательными девушками-экзаменаторами. Ряд вопросов на общие темы, профессиональные и личные.

Фото: Алексей Аксенов/BFM

На закуску тест-ситуация. Мне показывают картинки, описывающие спорные ситуации между таксистом и клиентом. Разыгрывается сценка с недовольным клиентом и выявляется реакция водителя. Причем просто заявить, что, мол, я буду вежливым и приветливым недостаточно, экзаменаторы требуют развернутого ответа, провоцируют водителя. Тест в принципе тоже несложный, хотя завалиться можно и на нем, примеры видел лично. Например, один из таксистов заявил, что, если клиент потребует покурить в автомобиле, он отвезет его в отделение полиции. Курить в машине, разумеется, нельзя, но есть и другие пути решения проблемы с подобным пассажиром.

Я же, не без удовольствия, признаюсь, получил высший балл. И условный статус лучшего водителя «Яндекс.Такси».

Я 40 лет в такси

В первый день я решил поработать, как говорится, с тротуара, и отправился в центр города. Кататься по спальному району невыгодно, там таксисты зарабатывают в часы пик и, как правило, беря пассажиров от метро. А вот в центральной части города движение постоянное. К тому же, у меня есть преимущество: я могу останавливаться в местах для такси и ждать клиента, не расходуя топливо. Во всяком случае, так подразумевается. На самом деле все не очень здорово.

Во-первых, мест для такси в центре города очень мало. Во-вторых, как правило, на центральных улицах можно встретить стоянку лишь на одну машину, а не как, скажем, в Париже — на пять и более. В-третьих, места для такси зачастую заняты частными автомобилями. Кроме того, расположение стоянок довольно странное. У «злачных» мест (магазинов, офисов) может вообще не быть места для такси, а в глухом переулке, где никто не ходит, они в наличии. Именно в одном из таких переулков я и нашел место, постоял там какое-то время и, разумеется, не дождавшись ни одного клиента, поехал дальше.

Вообще, такси сейчас в центре очень много, конкуренция большая. Конечно, количество желтых машин не такое, как, например, на Манхэттене, но все равно прогресс есть. И главное — клиентам хорошо видно, что едет такси. Мне повезло, и я по дороге подхватил пассажира, просто голосовавшего с тротуара, и отвез его на проспект Мира. Денег я, разумеется, за свои услуги не брал: в качестве оплаты клиенты такси БФМ скачивали бесплатное приложение нашего портала на свой смартфон.

Фото: Алексей Аксенов/BFM

Снова вернулся в центр и решил попытать счастья в районе Большого театра. Там полно туристов, магазины, офисы, кафешки. Кстати, там есть и место для официальных такси, но опять же одно. Разумеется, стоянка была занята, и я решил притормозить возле пешеходного перехода. Да, таксистам приходится нарушать, чтобы заработать. Кстати, там уже стояло пять машин такси, не желтых, но с шашечками на крыше.

Не прошло и двух минут, как ко мне подошел водитель одной из таких машин.

«По заказу приехал?» — спросил он.

«Нет, просто так, место-то злачное», — ответил я.

Таксист, кстати, явно со стажем, некоторое время с удивлением смотрит на меня. «Ты новенький что ли?» — вдруг интересуется он. Получив утвердительный ответ, местный таксист начинает свой длинный рассказ. «Я, сынок, 40 лет в такси. А вот там — видишь, сидит дедушка? Так он в Москве начинал работать в такси вообще с 21-й «Волги».

В общем, смысл всех воспоминаний был в том, что место это, да и все прибыльные места в центре города, обслуживают старые московские таксисты, и других сюда не пускают. Если «новенький» приехал по заказу, не вопрос — стой сколько угодно. А если так, то хлеб отбирать никто не даст. Мой собеседник рассказал, что, как правило, таксисты все понимают и уезжают. Ну а если попадется упрямый, то его можно и проучить. Как? Лишить возможности, пусть и временно, ездить — легким движением руки проколоть колесо. До драк, впрочем, сейчас доходит редко, не то что несколько лет назад на столичных вокзалах. Кстати, а не отправиться ли мне туда? Все-таки отдельная парковка, прямо как в Европе, опять же можно стоять, не тратя горючее, и ждать клиента… Еду!

Рекомендуем:

  • Фотоистории