16+
Среда, 23 августа 2017
  • BRENT $ 51.78 / ₽ 3059
  • RTS1039.44
24 августа 2009, 21:36

Америке не хватило денег на старые авто

Лента новостей

Сегодня Министерство транспорта США свернет программу субсидирования продаж новых автомобилей в обмен на старые. Реализовав почти 500 тысяч машин, автодилеры уже едва справляются с ажиотажным спросом и не успевают проработать поток заявок

Plymouth Fury, 1958 г. Кадр из кинофильма
Plymouth Fury, 1958 г. Кадр из кинофильма "Кристина" Джона Карпентера

Сегодня Министерство транспорта США свернет программу субсидирования продаж новых автомобилей в обмен на старые (так называемую «cash for clunkers» — «деньги за развалюху»). Реализовав почти 500 тысяч машин, автодилеры уже едва справляются с ажиотажным спросом и не успевают проработать поток заявок.

В рамках инициативы «cash for clunkers» автовладельцы могут получить возмещение в размере от 3500 до 4500 долларов при покупке нового автомобиля в обмен на старый. В Вашингтоне план считают очень успешным, поскольку он обеспечил ажиотажный спрос со стороны потребителей. Между тем для автодилеров финансовый вопрос еще долго может оставаться открытым, и неизвестно, как долго придется ждать выплат от государства по совершенным продажам. Например, к прошлой пятнице было продано 489 тысяч автомобилей. При этом из причитающихся 2 млрд долларов было возмещено только около 145 млн. По оценкам экспертов министерства транспорта, оставшихся средств программы должно хватить на сделки, которые будут заключены до истечения срока подачи заявок.

Министр транспорта США Рэй Лахуд (Ray LaHood) подчеркнул, что программа вызвала большой интерес у граждан и обеспечила поддержку автопромышленности, тем самым появилась возможность «запустить» один из ключевых секторов экономики и восстановить занятость». «В то же время мы таким образом можем убрать с наших дорог старые неэкологичные автомобили и помочь потребителям приобрести энергоэффективные модели», — подчеркивается в заявлении министерства транспорта.

По данным CBS, лидером «cash for clunkers» оказалась Toyota с 19% общего числа проданных автомобилей. Затем идут GM (18%), Ford (15%) и Honda (13%).

Программа позволила реализовать непроданные автомобили. В результате General Motors и Ford наращивают выпуск и увеличивают длительность рабочих смен. Корпорация General Motors вновь привлекла на работу 1300 ранее уволенных сотрудников. Hyundai в Алабаме возвращает на производство 3000 человек.

Что касается технической реализации программы, это настоящий бюрократический кошмар, отмечает CBS. Дилеры жалуются, что деньги из Вашингтона поступают очень медленно. Владелец 15 дилерских центров в Висконсине в интервью Wall Street Journal сообщил, что провел около 400 продаж, но деньги получил лишь по нескольким из них. И такая ситуация повторяется повсеместно.

«Мы не знаем, сколько еще сделок в работе. Мы не знаем, сколько осталось средств на данный момент, — комментирует Тед Смит (Ted Smith), президент ассоциации автодилеров Флориды. — Это имеет ключевое значение для финансового благополучия дилерских центров, участвующих в программе. Если деньги закончатся быстрее, чем поток сделок, это не очень хорошо».

Кураторы в правительстве сильно недооценили число потенциальных участников, выделили слишком мало кадров на обработку заявлений. В результате возникла необходимость привлечения работников из других служб, таких как Федеральное управление авиации. По оценкам Bloomberg, административные издержки, связанные с реализацией программы, могут достигнуть 10% от общего объема средств, выделенных на финансирование сделок.

Согласно сообщению Reuters, автодилеры в США просят правительство продлить сроки действия программы до 31 августа, ссылаясь на проблемы с компьютерной системой, которые тормозят регистрацию заявок. Национальная ассоциация автодилеров (National Automobile Dealers Association, NADA) сообщила, что многие дилеры работают круглосуточно, чтобы успеть в срок внести все заявки. Несмотря на все усилия и не по их вине, этому могут помешать компьютерные проблемы.

Перенесение срока регистрации заявок позволило бы избежать перегрузки компьютеров из-за ажиотажного спроса. Тогда заверение Обамы, что «каждый дилер получит причитающиеся средства» было бы выполнено нормально и своевременно.

Налогоплательщикам эта программа обойдется в 3 млрд долларов. Стоит отметить, что изначально речь шла об 1 млрд долларов. Программа стартовала 27 июля, тогда предполагалось, что продлится она до 1 ноября 2009 года либо до того момента, когда будут потрачены все предусмотренные средства, в зависимости от того, какое событие наступит раньше. Но средства были почти выбраны уже за три недели.

В отношении стимулирования автопрома важно то, будет ли эффект стимулирования устойчивым, выведет ли эта программа субсидий автопром на более высокий уровень производства и сбыта. Не исключено, что она лишь приведет к сконцентрированному увеличению продаж в короткий промежуток времени в ущерб дальнейшему росту в сентябре-октябре. Возможно, эффект связан с отложенным спросом, который так или иначе был бы реализован в какой-то момент, и программа лишь ускорила его динамику.

Рекомендуем:

  • Фотоистории