16+
Понедельник, 20 ноября 2017
  • BRENT $ 62.41 / ₽ 3698
  • RTS1136.02
9 декабря 2014, 18:42 Недвижимость
Спецпроект: Итоги года в недвижимости 2014

Итоги года: все о том, где и как продавали и покупали в 2014 году

BFM подводит итоги на рынке торговой недвижимости. Тенденции, направления, правила игры: как было и как стало

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

События, потрясавшие в этом году весь мир, оказали влияние и на торговую недвижимость. Экономическая нестабильность и ослабление курса рубля привели к сокращению темпов развития рынка. Никому не удалось избежать влияния глобальных потрясений: были затронуты строительные и девелоперские организации, сетевые операторы, поставщики, логисты, и, естественно, конечные потребители.

Застройщики торговых объектов столкнулись с трудностями: экономическая ситуация не способствовала развитию их проектов. Уже сейчас многие банки закрыли для девелоперов финансирование в долларах США и евро, ужесточили требования к заемщикам рублевых кредитов – увеличили процентную ставку до 13-15% и повысили критерии обеспечения кредита, отмечают эксперты Knight Frank. В перспективе это может привести к замораживанию строек и сокращению объемов вводимых площадей. А некоторые девелоперы и вовсе пересмотрели свою стратегию: теперь все их внимание будет сосредоточено на тех точках, от которых будет максимальная отдача.

Покупать стали меньше: эксперты отмечают пусть и небольшое, но снижение покупательской активности в октябре этого года на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

На операторов, закупающих товары в Европе, давление оказывает продолжающееся ослабление рубля, а это приводит к снижению маржинальности бизнеса. В качестве примера эксперты Knight Frank приводят группу компаний «Маратекс», которая приняла решение о закрытии в России магазинов OVS, River Island и Esprit, развиваемых компанией по франшизе. Тем, кто закупается в Европе и Америке, приходится действительно тяжело из-за роста евро и доллара по отношению к рублю. Ряд брендов объявили об уходе с российского рынка: Sepalla, Gerry Weber, New look и другие. Однако использовать сложившуюся ситуацию намерены многие западные и сильные российские бренды: они надеются усилить свои позиции на рынке.

Таблица BFM.ru на основе данных Knight Frank Research

В целом в период текущего кризиса, как и в 2008-2009 годах, торговые операторы стараются максимально сократить издержки и повысить эффективность работы. Некоторые компании, оптимизируя свою деятельность, закрывают убыточные магазины, а также ведут переговоры по пересмотру условий аренды, говорят аналитики Knight Frank. Некоторые операторы – российское подразделение Metro Group, «Детский мир», «Обувь России» – решили отложить планируемые IPO на неопределенный срок. Для расширения аудитории покупателей сетевые игроки разрабатывают новые форматы магазинов и создают востребованные концепции: мультиформатность становится основным способом диверсификации бизнеса крупных розничных компаний.

Из самых примечательных и крупных проектов в 2014 году в Москве были открыты «Авиапарк» и «Вегас Крокус Сити». Кроме того, до конца года должны распахнуть двери еще нескольких концептуальных комплексов, в частности, «Кунцево Плаза» и «Мозаика». В Санкт-Петербурге открылся ТРЦ «Европолис» – один из крупнейших в городе.

Рост товарооборота в 2014 году снизился и составил 2,3% вместо традиционных 11% – аналитики опять-таки связывают это с непростой экономической и геополитической ситуацией.

В среднем по рынку ставки аренды снизились на 15–20%. Арендаторы просят большие скидки, и, как правило, их получают – другого выбора у хозяев помещений не остается, учитывая большой объем предложения. Помимо этого, девелоперы увеличивают сроки арендных каникул и фиксируют верхний предел ставки аренды.

Рынок торговой недвижимости становится все более конкурентным – торговым операторам приходится быть более осторожными при развитии своих сетей, рассматривая лучшие предложения от девелоперов и анализируя эффективность каждого магазина сети для предотвращения эффекта «каннибализации».

В 2015 году арендные ставки продолжат снижаться – что на руку торговым операторам. При этом доля свободных помещений в торговом секторе будет расти. Тенденция перехода с долларов на рубли, которая наблюдается сейчас в жилом секторе, в торговом выражена не так ярко. В случаях, когда ставка аренды номинирована в долларах или евро, арендаторы предлагают собственникам фиксацию валютного коридора, добавляют в Knight Frank. Кроме этого, в большинстве случаев операторам в целях сокращения платежей актуальнее в качестве аренды выплачивать определенный процент товарооборота, а не согласовывать «рублевую» ставку.

Рекомендуем:

  • Фотоистории