Эксперт: противники «Левиафана» подогревают к нему интерес
Лента новостей
Картина, созданная российским режиссером Андреем Звягинцевым, была удостоена «Золотого глобуса»
Российский фильм впервые получил «Золотой глобус». «Левиафан» Андрея Звягинцева объявлен «Лучшим фильмом на иностранном языке». «Мы счастливы!», — сказал режиссер, получая награду. Легально посмотреть фильм в России все еще нельзя — премьера назначена на февраль. Фильм уже почти год собирает премии различных кинофестивалей, и задержка с показом в России не ослабит интереса к нему, говорит Александр Голубчиков.
Александр Голубчиковглавный редактор портала «Филмз.ру«Нам осталось узнать о том, что 15 числа, надеюсь, фильм войдет в номинации на премию «Оскар», тогда же уже будет и BAFTA, фильм также в числе номинантов на эту премию. Поэтому интерес сейчас максимальный. Если бы фильм выпускали в сентябре-октябре, то столько бы разговоров о нем не было, и кассовых сборов таких бы не было. Фильм уже появился в Интернете, и вокруг него поднялось еще больше разговоров о том, очерняет ли он Россию, не очерняет. Но это тот самый случай, когда хулители картины только разжигают к нему интерес. «Левиафан» в некотором смысле — это такой взгляд на Россию, на проблемы России от человека, который живет в большом городе, но ни в коем случае не в глубинке. В глубинке на все это смотрят немножко по-другому, взгляд не столь возвышенный, не столь эпический. Но поскольку это притча, она допускает различные недостоверности».
Пока картину можно посмотреть только в Сети, причем продюсер фильма Александр Роднянский объявил, что авторы рады, когда люди спорят о фильме, и не намерены преследовать пиратов. Причина задержки релиза не только в попытке создать ажиотаж вокруг «Левиафана», авторы подумывали вообще не показывать картину в кинотеатрах.
Денис Даниловглавный редактор портала «Зритель.про»«Картина стартовала в Каннах. Канны — это фестиваль класса «А», а у таких кинофестивалей есть железобетонное правило: если картину представленную <...> смотрят, то европейская премьера должна быть именно там. И поскольку «Левиафан» — это лента авторская, но адресованная для кинопроката, то стратегия у таких релизов всегда едина. То есть фильм сначала отрабатывает всевозможное количество фестивалей, нарабатывает себе шлейф СМИ, шлейф наград, и только после этого добирается до проката. У нас в России фильм должен был выходить осенью, но очень некстати был принят закон о мате, пришлось задержать релиз, потому что, насколько я знаю, продюсер и режиссер решали, как вообще поступить в данном случае: может быть, не показывать картину в кино вообще, может быть, ввести какие-то купюры».
Российскую премьеру переносили с осени. В кинотеатрах «Левиафан» не смог появится раньше из-за вступившего в середине лета закона о запрете на нецензурную лексику, а ее в фильме достаточно. Пришлось убирать. Андрей Звягинцев рассказал Business FM, что резал по живому.
Андрей Звягинцеврежиссер«Артикуляция есть, а звука нет — это травма. Эти два дня я сидел и чертыхался, вспоминал их всех, этих депутатов, прозаседавшихся, весь этот идиотизм. Я надеюсь, что будет инициатива к пересмотру этого закона, потому что совершенно очевидно, что есть запретительные меры, есть острожный ненорматив, есть «18+» — этого достаточно. Кинозал — это место, где взрослый, ответственный человек приобретает в кассе билет. Билет является нашим с ним соглашением. Я хочу показать картину вот в таком виде, а он готов ее посмотреть в таком виде. Почему сюда вмешивается третья сторона? Откуда? Что это за дичь такая»?
Сюжет «Левиафана» посвящен борьбе жителя небольшого городка на берегу Баренцева моря с местным коррумпированным мэром. Победа в Каннах сыграла свою роль, и фильм пользовался успехом в Париже. Однако для иностранцев не все так понятно, как для русских, считает Андрей Жвирблис, который посмотрел фильм в столице Франции.
Андрей Жвирблисжурналист«Я его смотрел в дневное время, в будний день, и, на удивление, зал был наполовину полон. У меня сложилось впечатление, что большая часть зрителей не очень понимала, что все-таки происходит. И, наверно, люди вышли из зала в состоянии некоторой загадки русской души. Русскому зрителю более понятна и вся сюжетная линия, все хитросплетения. Несколько человек в зале были, с моей точки зрения, в самый трагикомический момент, когда Николай и его друг, адвокат Дмитрий приходят подавать заявление в полицию на мэра, которое полицейский вроде как и не может не принять, но, с другой стороны, и принять он его не может; и вот тут возникает такая пауза, которая русскому человеку очень понятна, когда этот дежурный вчитывается в эти строки и в состоянии какой-то внутренней паники думает, что ему делать, и эта сцена длится очень долго. В этот момент несколько человек в зале рассмеялись, я в том числе, а для остальных, видимо, был непонятен этот смех».
Лучшим фильмом-комедией признан «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона. Лучшим режиссером стал Ричард Линклейтер, снявший фильм «Отрочество». Лучшим сценарием был объявлен «Бердмен» Алехандро Иньяриту. В категории «Лучший актер» победил Эдди Редмэйн, снявшийся в фильме «Вселенная Стивена Хокинга». Лучшей актрисой признана Джулиана Мур за роль в фильме «Все еще Элис». Кевин Спейси получил награду за лучшую главную мужскую роль в драматическом сериале «Карточный домик», Рут Уилсон из «Любовников» названа лучшей актрисой в драматическом сериале. Лучшим драматическим сериалом стали сами «Любовники».
Церемонию вел американский комедийный дуэт Тины Фей и Эми Полер. По их словам, на фестивале были представлены «все фильмы, против которых не возражала КНДР». Одной из самых провокационных шуток церемонии стало позирование Мерил Стрип с женщиной, одетой в северокорейскую военную форму.
Фильмы постсоветской России «Золотой глобус» не получали ни разу, а в советское время, в 1969 году, премию иностранных журналистов в Голливуде получал лишь Сергей Бондарчук за «Войну и мир». На территории РФ фильм Звягинцева выйдет в прокат в феврале.