16+
Воскресенье, 22 апреля 2018
  • BRENT $ 73.71 / ₽ 4526
  • RTS1145.80
2 февраля 2015, 17:23 Недвижимость

Кризис-2015: что может стать опорой для бизнеса

Лента новостей

Развитие российского рынка коммерческой недвижимости в кризисном 2015 году неизбежно замедлится. Но есть сегменты, которые пострадают меньше других, а в лучшем случае станут опорой рынка

Коворкинг в Москве.
Коворкинг в Москве. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Эксперты RRG выделили четыре ключевых формата, у которых есть все шансы на благополучное существование даже при усугублении проблем в экономике. В первую очередь, успешно пережить кризис смогут объекты, расположенные в пределах исторического центра города. Аналитики RRG полагают, что здесь идет процесс реформации рынка коммерческой недвижимости, в частности, речь идет о смене профиля арендаторов.

Денис Колокольниковпредседатель совета директоров компании RRG«Fashion-операторы уходят в крупные торговые центры, а на их место постепенно приходят банки и предприятия общепита, аксессуары. Да и собственники этого сегмента более гибки с точки зрения ценовой политики».

В любом случае, подчеркивает Колокольников, помещения в пределах Садового кольца будут достаточно востребованными.

Второй формат, имеющий позитивные перспективы развития, — это транспортно-пересадочные узлы с коммерческими площадями — ТПУ. Согласно планам столичных властей, к 2020 году в Москве планируется построить 90 ТПУ, при этом 42 появятся на действующих станциях метрополитена, а 48 — на строящихся. Несмотря на экономические сложности, до сих пор мэрия об отмене или пересмотре этих планов не заявляла, поэтому сегмент ТПУ остается привлекательным. Даже в кризис люди продолжат пользоваться метро, поэтому высокий потребительский трафик таких коммерческих площадок обеспечен. Выставить на торги ряд проектов ТПУ планируется уже в ближайшем будущем. Третий опорный сегмент — магазины FMCG (товары повседневного спроса).

Денис Колокольниковпредседатель совета директоров компании RRG«Москве, как и многим другим российским городам, по-прежнему не хватает магазинов FMCG. Наши исследования показали, что для насыщения рынка в столице надо открыть еще около 500 000 квадратных метров сетевых форматных магазинов, торгующих продуктами питания и товарами повседневного спроса».

Можно смело обещать ритейлерам, что магазины FMCG — и особенно дискаунтеры, открытые в районах массовой застройки — будут коммерчески успешными, уверены аналитики.

Четвертый и последний формат может стать одной из небольших опорных колонн рынка не вопреки, а благодаря кризису. Речь идет о коворкингах и других площадках «временного пребывания» с определенной инфраструктурой для ведения бизнеса, которые традиционно получают активное развитие в периоды финансовой нестабильности. Кроме того, будут востребованы малоформатные офисные площади в современных зданиях в центре, либо в районах деловой активности.

Денис Колокольниковпредседатель совета директоров компании RRG«Причин тому две: во-первых, с развитием информационных технологий продолжает снижаться потребность в постоянном нахождении в офисе. Во-вторых, успеху коворкингов будет способствовать, как ни странно, и сам кризис: многие компании сегодня сокращают расходы на персонал, и уволенные сотрудники зачастую начинают небольшой, но собственный бизнес, либо работают на аутсорсинге».

Иными словами, экономическая неопределенность подстегивает развитие стартапов, что, в свою очередь, может привести к росту сегмента коворкингов — своеобразных полуофисов.

В целом, сейчас довольно сложно прогнозировать, что будет с рынком коммерческой недвижимости в последующие месяцы, отмечают в RRG. По-прежнему нет понимания общей ситуации, нельзя выделить векторы политического и экономического развития страны, определить глубину начинающегося кризиса. Поэтому стоит оговориться, добавляют эксперты, что и для вышеуказанных форматов сохраняется риск провала в случае резкого усиления негативных явлений в экономике, неверного выбора локации и недооценки конкуренции.

Рекомендуем:

  • Фотоистории