«В кризис потребность в ПО не исчезла»
Лента новостей
Директор по развивающимся рынкам компании Adobe Янив Вакрат в интервью BFM.ru рассказал о том, как сказался экономический кризис на рынке ПО, в какой стране сейчас самые дешевые IT-специалисты, почему необходимо развивать SaaS-направление
Директор по развивающимся рынкам компании Adobe Янив Вакрат (Yaniv Vakrat) в интервью BFM.ru рассказал о том, как сказался экономический кризис на рынках программного обеспечения развивающихся стран, в какой стране сейчас самые дешевые IT-специалисты, почему необходимо развивать SaaS-направление.
— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на российском рынке программного обеспечения? Отличается ли она от других развивающихся рынков?
— Глобальный экономический спад отразился на всех развивающихся рынках, но затронул их в разной степени. Если сравнивать Россию, скажем, с китайским рынком, то мы увидим, что там экономика сильно зависит от экспорта, однако есть и мощнейший внутренний спрос. Поэтому неудивительно, что на Китае этот кризис сказался меньше, чем на России, чья экономика сильно зависит от экспорта природных ресурсов. Тут и девальвация рубля сыграла определенную роль.
По итогам второго квартала 2009 года наша выручка от продаж упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 886,9 млн долларов до 704,7 млн. В России наши продажи упали, как и в других странах, но конкретную цифру, к сожалению, я назвать не могу.
— По каким направлениям ваших программных продуктов наблюдается рост, а по каким спад?
— В России снижаются продажи традиционных коробочных продуктов, например, креативных, типа Photoshop, Illustrator, Flash. Помимо этого, наблюдается спад по таким программам, которые ставятся на каждый компьютер в офисе, например, Acrobat. Впрочем, хочу отметить, что с середины июля пошел некоторый подъем, и есть несколько направлений, в которых идет довольно бурный рост, измеряемый сотнями процентов. В первую очередь, это системы дистанционного взаимодействия и обучения. У нас этот продукт называется Acrobat Connect. Люди сейчас экономят на поездках, на связи, им нужно дешевое простое средство, которое позволяет решать такого рода задачи.
По сути, аналогичная ситуация по продажам в различных сегментах нашего ПО наблюдается в Китае, в Латинской Америке. Но неверно было бы утверждать, что потребность людей в программном обеспечении исчезла. К нам часто приходят заказчики, которые хотят совершить покупку, но жалуются, что финансовый директор денег не дает. Говорит, что надо переждать смутные времена и тому подобное. Для таких компаний мы начали предоставлять наши продукты в рассрочку. Такая программа действует для клиентов в B2B-сегменте, в том числе в России.
— Повышалась ли в России стоимость ваших программных продуктов для B2B и B2C секторов?
— Сейчас мы в основном работаем на B2B-рынке, в частном сегменте наши продажи невелики. Но в любом случае, политика компании такова, что выходные цены для всех рынков установлены одинаковые. Но поскольку мы продаем наш продукт через канальную структуру, то дополнительная наценка создается нашими партнерами. Если взять общую структуру наценки, она колеблется от 20 до 100%, в зависимости от продукта и от того, насколько эффективно в том или ином регионе построена работа. Однако экономический кризис и усиливающаяся в этих условиях конкуренция привели к тому, что эта наценка потихоньку снижается.
В целом она уменьшилась примерно до 20-30%, но все еще остается выше, чем, например, в США. Поэтому и цена для конечного потребителя оказывается выше, но постепенно ситуация исправится.
— Сейчас крупнейшие IT-компании, такие как Google, Microsoft, активно развивают модель SaaS. Насколько, по вашему мнению, перспективна данная модель?
— Мы тоже работаем в этом направлении. Во-первых, это сборник сервисов Acrobat.com. С его помощью пользователь может создавать и редактировать документы в формате PDF в режиме онлайн. Этот продукт уже запущен на северо-американском рынке. Другой пример наших продуктов в сфере SaaS — Adobe Kuler, приложение, которое позволяет обмениваться цветовыми палитрами с другими пользователями.
Упомяну и о недавно приобретенной нами компании Scene 7. У нее есть любопытный сервис, с помощью которого можно обрабатывать фотографии и видеоролики и хранить их в онлайн-хранилище. Мы запустили Photoshop.com в качестве экспериментального сервиса и активно развиваем направление SaaS дальше.
В России мы постараемся запустить все выше перечисленные программные продукты как можно быстрее, однако все равно потребуется как минимум 2–3 года, прежде чем мы сможем предложить российским потребителям качественные онлайн-сервисы.
— Все эти программы будут платными?
— Сейчас модель, по которой распространяется Acrobat.com, мы называем «freemal». То есть базовый набор сервисов у нас бесплатный, но если пользователю нужен более серьезный функционал, ему необходимо приобрести его уже за плату. По другим направлениям ценовая политика до сих пор не разработана.
— В условиях кризиса пользователь стремится снижать свои затраты, приобретая пиратский софт. Наблюдаете ли вы подобную тенденцию на рынках развивающихся стран?
— Это естественно. В трудные времена пользователи считают пиратский софт более доступным. Однако пока я не вижу подобной тенденции как в B2B, так и в B2C-сегментах. Риски, связанные с использованием нелегального ПО, никуда не деваются. А сейчас, как никогда, нужно быть осторожными.
— Используете ли вы российские команды разработчиков для создания своих продуктов?
— В центре разработки в Сан-Хосе (Калифорния, США) трудится большое количество россиян. У нас также есть небольшая группа разработчиков в Санкт-Петербурге. Сколько их точно работает по всем подразделениям компании, я сказать не могу. Если же оценивать с точки зрения дешевизны рабочей силы для IT-отрасли, то принято считать, что это индусы. У нас действительно в Индии большой штат разработчиков. Мы вышли на этот рынок в 1998 году, и на сегодняшний день это наш крупнейший научно-исследовательский центр, не считая Сан-Хосе.
Мы ищем талантливых разработчиков везде, вне зависимости от национальности. У нас есть группа в Германии, Массачусетсе, в Сиэтле, в Китае. Относительно недавно приобрели компанию в Румынии, которую превратили в первый центр разработки в Восточной Европе, там сейчас работают более 200 человек.
— Насколько серьезно подешевели специалисты-разработчики с начала кризиса?
— Мне не кажется, что это произошло. Во многих странах я сталкивался с тем, что снижать зарплату очень трудно. Другое дело, что рассчитывать на рост зарплат, как это происходило долгие годы до этого, не приходится. Развивающиеся экономики, чьи валюты потеряли сильнее всего за последний год, испытывают, может быть, более сильное давление еще и за счет возросшей инфляции, что можно в какой-то мере считать снижением зарплаты, но это временное явление.
— То есть, в Adobe даже в условиях кризиса зарплаты не снижались?
— Нет, этого у нас не было. В декабре прошлого года мы провели реструктуризацию, которая Россию не затронула. Пересмотрели затратную часть, хотя бюджеты на маркетинг не сокращали, в отличие от штата, который пришлось урезать на 7–8%.
— Что, по вашему мнению, будет в следующем году с рынком ПО?
— Учитывая уровень неопределенности наших рынков трудно давать прогнозы в принципе, но я могу сказать, что мы уже видим признаки стабилизации на своем рынке. Поэтому стоит надеяться, что это не кратковременная стабилизация, а действительно уже некое плато, на которое мы вышли. Впрочем, снижения доходов нам не избежать. По результатам первых двух кварталов, очевидно, наша выручка будет ниже, чем в 2008 году. Компания делает большую ставку на развивающиеся рынки, потому что здесь заложен огромный потенциал роста — падение в условиях кризиса может быть существенным, но как только начинается подъем, рост будет измеряться десятками, а иногда и сотнями процентов.