16+
Вторник, 19 сентября 2017
  • BRENT $ 55.18 / ₽ 3213
  • RTS1108.71
4 апреля 2015, 14:52 ОбществоПроисшествия

Гибель «Дальнего Востока». Слишком много рыбы и слишком мало балласта

Лента новостей

Спасенные моряки с затонувшего траулера «Дальний Восток» рассказывают, что судно стало крениться после того, как взяло на борт слишком много рыбы при пустых балластных баках. Была штормовая погода. И пошел необратимый процесс

Сотрудники МЧС помогают выжившим после крушения траулера «Дальний Восток» в Охотском море по прибытии в Магадан, 3 апреля 2015.
Сотрудники МЧС помогают выжившим после крушения траулера «Дальний Восток» в Охотском море по прибытии в Магадан, 3 апреля 2015. Фото: Alexander Krylov/Reuters

Расследование трагедии в Охотском море. Врио главы Сахалинской области Олег Кожемяко предположил, что причиной стало нарушение экипажем правил судоходства и безопасности.

Он сказал, что беседовал с капитанами и выяснил, что у судна была нулевая или даже отрицательная остойчивость. Топливные балластные баки были уже пусты. Поэтому подъем трала, а также маневры судна легко могли вызвать критический крен.

Спасенные моряки с затонувшего траулера «Дальний Восток» рассказывают, что судно стало крениться после того, как взяло на борт слишком много рыбы при пустых балластных баках. Была штормовая погода. И пошел необратимый процесс.

Вскоре после того, как траулер затонул и погибло больше 50 человек, Следственный комитет назвал наиболее вероятной причиной крушения «столкновение с препятствием».

Росрыболовство заявило, что причиной стали катастрофические погодные условия и «человеческий фактор». Количество людей было больше допустимого, их было больше, чем спасательных средств. А среди морских капитанов была даже версия о столкновении траулера с подлодкой, что опровергло Минобороны. Подобные версии возникают из-за того, что в деле остается очень много белых пятен.

С чем не спорит никто из опрошенных: на борту было больше людей, чем должно было быть — это раз. Второе — в балластных баках траулера было недостаточно топлива. Конкретнее — в них должно быть не меньше 250 тонн топлива для устойчивости судна. А было меньше 100 тонн. До окончания путины оставалась неделя, топливо было выработано, но тогда в баки должны были закачать балласт. Почему этого не произошло? Версия главного редактора сетевого издания «Морской бюллетень» Михаила Войтенко.

Михаил Войтенкоглавный редактор сетевого издания «Морской бюллетень»«В общем-то, понятные причины. Ну, не хотят люди брать этот балласт, забортную воду после топлива, потому что там проблема потом ее сдать, эту воду. Она же там замазучена, грязная очень. Но при разумных мерах предосторожности это сходит с рук. Вот это уже следствию выяснять. В общих чертах понятно. Капитан, вот придет к нему старпом, так и сяк, балласт брать не будем, потому что потом куда его сдавать, замучаемся. Капитан посоветуется с владельцем. Владелец скажет, конечно, лучше не надо. Это уже, я надеюсь, будут разбираться, все-таки, специалисты».

Возвращаясь к экипажу. На борту «Дальнего Востока» было 78 россиян. Из Владивостока траулер выходил без иностранцев на борту. Как на момент крушения на борту оказалось 132 человека? Версия зампредседателя Российского профсоюза моряков Николая Суханова.

Николай Сухановзампредседателя Российского профсоюза моряков «Откуда взялись дополнительно люди? Мы с этим вопросом уже ранее сталкивались, и уже эту цепочку знаем о том, что моряков иностранных формируют в одном из портов Южной Кореи, Пуссан или Инчхон. Там они комплектуют команды, садят их на перегрузчики. Перегрузчики подходят либо в море, либо прямо у причала пароход стоит, если он в Корею заходил. Там ссадят вот этих вот иностранцев, дополнительных рабочих, и они уже идут в рейс».

Почему? Потому что это дешевле и быстрее, чем оформлять их легально или набирать россиян. Остойчивость судна — вещь относительная. На выходе из порта она одна, во время промысла другая, а уж с добавлением людей и отсутствием балласта — третья. Многие эксперты вспомнили про рыбацкий азарт. Путина заканчивается, экипаж вышел на косяк рыбы, стали тянуть трал с хорошим уловом. Правильно ли хранили то, что было выловлено раньше, была ли волна, льдина — ведь рассматривается не менее десятка версий случившегося. Некоторые эксперты не исключают, что произошло, условно, все и сразу. Поскольку для того, чтобы за полчаса пустить ко дну большой автономный морозильный траулер нужно, чтобы случилось что-то совсем неординарное. Настолько, что появляются даже версии вроде той, что озвучил руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.

Александр Савельевруководитель информационного агентства по рыболовству«Чтобы затопить такой огромный траулер, более 100 метров, это нужно постараться. Это нужно просто тупо открыть кингстоны, и, чтобы он быстро нахлебался воды, быстро ушел под воду. Известны случаи, когда при подходе пограничного катера ФСБ России к тому или иному промысловому судну, которое на борту имеет нелегальный вылов, судовладелец, сопоставляя риски, перспективу платить вот эти штрафы, уголовное преследование, в конечном итоге, утрату квоты 10-летнюю, давал команду затопить судно. Но прежде, все-таки, спасали людей, эвакуировали».

Команда спасалась сама, капитан молчал — это заявил телеканалу LifeNews выживший моторист траулера Дмитрий Дмитриевич. По его словам, когда начался крен, многие думали, что все будет хорошо, и судно вернется в исходное положение на воде. В общей сложности траулер кренился минут 30-40, а утонул буквально за минуту. Почему капитан не дал сигнал SOS? Т.е., как минимум несколько минут из получаса экипаж надеялся, что все обойдется, ну, а дальше свое дело могла сделать паника — опять-таки, учитывая, кто был на борту, говорит генеральный директор компании «ТИХРЫБКОМ» Михаил Котов.

Михаил Котовгенеральный директор компании «ТИХРЫБКОМ»«Наверное, произошла сутолока, кто-то прыгал, наверное, за борт, не надев гидрокостюм и т.д. и т.п. Это страшная ситуация. Особенно, когда те люди неподготовлены. Особенно, когда происходят ситуации, все кричат и теряются. Здесь тоже очень важно — все-таки, это психологический фактор, когда судно начинает крениться, многие непроизвольно забывают, что надо одеть, что надо сесть, а не просто выпрыгивать за борт».

Главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, в эфире Business FM высказался еще проще.

Михаил Войтенкоглавный редактор сетевого издания «Морской бюллетень»«Все говорят, почему не успели подать сигнал бедствия. Представьте, вот вы там находитесь сейчас на радиостанции. И вот представьте, что мгновенно вдруг ваша комната, в которой вы работаете, легла на 90 градусов. Вы можете себе представить, что после этого вы будете в состоянии продолжать свою работу?».

Не исключено, что капитан, хоть и молчал, как говорит один из выживших моряков, но не бездействовал, поэтому 63 человека успели спасти, продолжает капитан морского порта Невельск Владимир Лобунец.

Владимир Лобунецкапитан морского порта Невельск«Это кого успели предупредить, и те люди, кто был в смене, и обработчики. Я считаю, что капитан и старпом погибли только лишь по той причине, что они внизу будили людей и выгоняли на палубу».

Эксперты сходятся во мнении, что при всех вышеперечисленных обстоятельствах 63 спасенных — это чудо. Как заявил Business FM генеральный директор компании «ТИХРЫБКОМ» Михаил Котов, в зоне видимости крушения траулера были другие рыболовецкие суда. В том числе и судно его компании. К месту трагедии все пошли моментально, плюс информацию о затоплении судно «Гранит», находившееся неподалёку, получило по УКВ. Сам затонувший траулер «Дальний Восток», скорее всего, не будут поднимать со дна Охотского моря.

По словам экспертов, этот факт не должен повлиять на ход расследования. Показаний 63 моряков должно хватить, чтобы восстановить картину происшествия.

Со ссылкой на источники в правоохранительных органах, информагентства сообщают, что директор компании «Магеллан» — владельца затонувшего траулера — сейчас находится за границей, предположительно, в Таиланде.

Рекомендуем:

  • Фотоистории