16+
Суббота, 22 сентября 2018
  • BRENT $ 78.77 / ₽ 5231
  • RTS1149.53
24 апреля 2015, 16:07
Александр Аничкин

Александр Аничкин

Встреча в Ереване: «Мистрали» и Польша

В Ереване сегодня проходят церемонии памяти жертв геноцида армян. Участвовать в них прибыли президенты России и Франции — двух стран с самой многочисленной армянской диаспорой (третья — в США). Олланд и Путин, судя по осторожным заявлениям с обеих сторон, переговорят о европейских и двусторонних делах, среди которых остается и вопрос о судьбе «Мистралей»

Будет ли на переговорах поставлена точка, не вполне ясно. Ясно, что в последнюю неделю проявились новые, примирительные моменты в позициях.

Владимир Путин во время прямой линии заметил, что французы — люди порядочные и деньги нам вернут. И еще важнее, далее сказал: «Мы не намерены требовать неустоек и штрафов запредельных, но нужно требовать, чтобы издержки, которые мы понесли, были возмещены».

Несколько дней спустя, после переговоров с президентом Украины Порошенко, Франсуа Олланд заявил, что, с одной стороны, есть «простой принцип» — либо корабли передать, либо возместить заказчику расходы. С другой стороны, что в сложившихся условиях поставлять корабли невозможно. То есть остается одно — вернуть деньги.

По сообщениям, из 1,2 млрд евро стоимости контракта на два «Мистраля» российская сторона уже оплатила 800 млн евро. Можно сделать вывод, что речь идет о возвращении этой суммы. Если принципиальная договоренность об этом будет достигнута, вопрос о «Мистралях» можно считать закрытым, по крайней мере, как проблему двусторонних российско-французских отношений.

Остальное будут решать на переговорах более низкого, технического уровня. Вертолетоносцы останутся во Франции, Россия вернет потраченные деньги.

В таких ситуациях аналитики иногда начинают рассуждать о том, кто выиграл, кто проиграл. На первый взгляд может показаться, что проиграла Москва — «Мистрали» не получила.

Да, конечно, разговоры о том, что «а они нам и не больно нужны» — это, может, и хорошая мина при плохой игре. Но и в самом деле можно по-другому смотреть. Украинский кризис все равно придется каким-то образом урегулировать. Решение вопроса о «Мистралях» вынет занозу в отношениях с Парижем. Что особенно важно в условиях, когда Франция стала едва ли не главным партнером России на западе при общем охлаждении отношений с Германией и США. Сохранение французского «окна в Европу» — важный успех на будущее.

Что касается потерь Франции, репутационных и финансовых, то тут Париж не в таком уж грустном положении. Дело в том, что буквально накануне заявления Олланда о готовности возместить России потери в связи с непоставкой «Мистралей» Франция выиграла огромный контракт на поставку польским вооруженным силам 50 многоцелевых вертолетов Caracal (другое наименование Super Cougar) компании Airbus Helicopters. Общая стоимость сделки, даже после сокращения заказа с 70 до 50 машин, оценивается в 2,5-3 млрд евро, то есть в два с лишним раза больше, чем контракт на «Мистрали» для России.

Французы опередили конкурентов — американскую Sikorski Aircraft Corporation (производителя вертолетов Black Hawk) и итальяно-британскую AugustaWestland (у AugustaWestland и «Вертолетов России» есть совместное предприятие «Хеливерт» в подмосковном Томилино.)

Предполагается, что 16 вертолетов будут поставлены в транспортном варианте, 13 машин — в модификации для боевых поисково-спасательных операций, восемь — в противолодочной версии и столько же оборудованных для спецназа и еще пять — для медико-эвакуационных целей.

Вертолеты — это еще не все. По сообщениям военно-промышленных изданий, победа Франции в соревновании за вертолеты дает ей также хороший шанс выиграть и контракт для польского флота. Речь идет о новейших подводных лодках класса Scorpène. «Скорпены» выпускаются той же компанией DCNS, что строила «Мистрали».

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию