16+
Среда, 7 декабря 2016
  • BRENT $ 53.69 / ₽ 3421
  • RTS1064.82
18 марта 2016, 12:30 Компании

РЖД наконец получила прибыль — на процентах от банковских вкладов

Об этом говорится в докладе Счетной палаты. Недопотраченные деньги, полученные от государства, компания разместила на депозитах, которые и принесли ей 4 млрд рублей

Фото: Александр Щербак/ТАСС

РЖД впервые за несколько лет получила прибыль. Однако выяснились подробности, откуда эта прибыль могла появиться: РЖД заработала 4 млрд рублей на процентах от вкладов средств на достройку Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Об этом говорится в докладе Счетной палаты.

Прошлой весной РЖД получила 50 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на починку и достройку БАМа и Транссиба. Но аудиторы выяснили, что деньги почти не были потрачены: в прошлом году РЖД использовала только 7% от суммы, а остальные деньги так и остались лежать на счету РЖД в банке ВТБ, и на остаток банк начислил проценты — 4 млрд рублей. При этом часть запланированного строительства в Сибири даже не началась. На сайте Счетной палаты размещен видеоролик с вопросом Татьяны Голиковой: «Зачем берете заранее, если не готовы?» Закадровый голос отмечает:

«Взять у государства деньги на развитие инфраструктурных проектов, ничего не построить и заработать миллиарды на процентах по депозиту — с таким, мягко говоря, интересным подходом аудиторам Счетной палаты приходится разбираться все чаще. Исключением не стал и проект по модернизации БАМ и Транссиба. Из 50 млрд рублей, направленных на реконструкцию этих магистралей, к концу 2015 года ОАО РЖД удалось потратить только около 4 млрд, при этом почти столько же компания заработала на размещении оставшихся средств в банке. Инспекторы выяснили, что на 30 из 88 строительных объектов работы вообще не велись, а на девяти участках, где они были приняты и оплачены, отсутствовала утвержденная проектная документация разрешения на строительство. По мнению аудиторов, выделение многомиллиардной суммы из Фонда национального благосостояния было необоснованным, а полученный компанией доход необходимо также направить на развитие пропускной способности ж/д магистралей».

Накануне стало известно о том, что РЖД впервые за несколько лет получила чистую прибыль без поддержки со стороны бюджета. По итогам прошлого года монополия заработала 300 млн руб. Об этом глава госкомпании Олег Белозеров заявил на совещании Владимира Путина с членами правительства. Ранее РЖД ежегодно получала до 30 млрд рублей госдотаций и все равно оставалась убыточной компанией. По словам Белозерова, положительных результатов удалось добиться, поскольку компания сдержала рост себестоимости перевозок.

О том, как РЖД получила эту прибыль, рассуждает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов:

Алексей БезбородовАлексей Безбородовгенеральный директор исследовательского агентства Infra News«Ситуация простая. Конечно, на деньгах ФНБ, на депозитах 300 млн прибыли не заработать, потому что все-таки прибыль — это доходы минус расходы и минус всякие разные налоги, а процентные доходы тоже, когда компания в бюджете, определенно облагаются, но это первое. А второе — хорошо, что положили на депозит, хорошо, что не стали их расходовать, потому что параллельно с критикой Счетной палаты существует еще и критика прочих аудиторов, а также, я думаю, что и у Счетной палаты есть вопросы к самим этим проектам, на которые должны были быть потрачены деньги. В этой ситуации, когда деньги лежат на счетах и никуда не потрачены, преимущество на стороне руководства РЖД. Они будут говорить: не потратили, проценты получили — какие вопросы? Я бы, на самом деле, ответил еще проще: Минфин в конце декабря деньги по курсу 78 рублей за доллар запульнул в казначейские обязательства в ФРС США под 1,5% годовых, а сейчас-то доллар стоит уже 69. Соответственно, в рублях убыток — минус 10%. И эти люди будут упрекать РЖД в том, что российские рубли лежали на российских депозитах под 7-8%. Смешно просто».

Комментариев от РЖД Business FM получить пока не удалось.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории