16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.61 / ₽ 7991
  • RTS1126.24
18 марта 2016, 17:23 ФинансыЦБ

Ключевая ставка устояла

Лента новостей

Банк России оставил ее на уровне 11%. Показатель не менялся с августа 2015 года. Решение регулятора совпало с ожиданиями аналитиков

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Центробанк оставил ключевую ставку на прежнем уровне — 11%, который не менялся с августа прошлого года. Как объяснила на пресс-конференции Эльвира Набиуллина, регулятор исходил из того, что сохраняется высокая неопределенность по нефтяным ценам и перспективам развития российской и мировой экономики:

«Мы пересмотрели базовый сценарий и теперь исходим из того, что средняя цена на российскую нефть Urals составит 30 долларов США за баррель в 2016 году. Затем она постепенно повысится до 40 долларов США за баррель к 2018 году. В последние недели мы видим небольшое восстановление цен на нефть. Но насколько оно устойчиво? Восстановление цен связано, скорее, с рыночными ожиданиями изменения цен в будущем, чем с реальными изменениями на нефтяном рынке. На мировом рынке нефти сохраняется избыток предложения и рекордный уровень запаса. Это говорит о рисках для нефтяных цен. Далее инфляция. По последним данным на 14 марта, годовая инфляция составила 7,9%. В феврале-марте она снизалась несколько быстрее, чем мы ожидали в январе этого года. Среднесуточный прирост цен в марте находится на минимальном уровне за этот год, и такая динамика определяется рядом причин. Первая — нарастают ограничения со стороны спроса. Инфляцию сдерживает слабая динамика потребления в условиях умеренно-жесткой денежно-кредитной и консервативно-бюджетной политики. Темпы роста номинальных зарплат и в государственном, и в частном секторе находятся на исторических минимумах, и ухудшение внешних условий оказывает дополнительное негативное влияние на внутренний спрос».

По словам Набиуллиной, Центробанк беспокоят высокие инфляционные ожидания профессиональных аналитиков и экономистов. Она добавила, что при всех сценариях развития ситуации ожидает в течение трех лет выхода экономики России на положительные темпы роста.

Business FM обсудила решение ЦБ с главным экономистом «Альфа-Банка» Наталией Орловой. С ней беседовал Игорь Ломакин.

Наталия Орлова: Самым главным был комментарий ЦБ, он остается достаточно жестким. Он, в принципе показывает, что ЦБ не склонен следовать волатильности нефтяного рынка и менять все свои настроения и, соответственно, влиять на настроения рынка, исходя из динамики цен на нефть. Очень сдержанный комментарий, и, я думаю, что в принципе из него следует, что, скорее всего, и в апреле на снижение ставки не стоит рассчитывать.
Но, тем не менее, ЦБ указывает в комментарии на некую стабилизацию. Означает ли это, если судить по комментарию, что ЦБ не очень верит, что это надолго?
Наталия Орлова: Очень осторожная тональность в смысле того, что не стоит колебание цены на нефть воспринимать как долгосрочный тренд, и подчеркнуто, что базовый прогноз закладывается 30 долларов за баррель на 2016 год, то есть как бы ЦБ говорит: то, что происходит сейчас на рынке — это не повод менять прогнозы на этот год внешней конъюнктуры. И есть также указание, которое очень-очень важное, о том, что происходит уменьшение структурного дефицита ликвидности, и строго говоря, это и так дает поддержку экономике и без снижения процентной ставки.
Как себя российская валюта поведет?
Наталия Орлова: Вообще я хотела сказать, что все-таки ЦБ у нас очень давно держит ставку неизменной и, в общем-то это, конечно, означает, что для валютного рынка сейчас роль этих решений не играет такого моментального значения, какое бы оно играло, если бы ставка повышалась или снижалась. Думаю, это означает, что валютный рынок, конечно, продолжит в большей степени ориентироваться на изменение внешней конъюнктуры, там очень радикальные скачки и по цене на нефть, и с точки зрения поведения других ЦБ. Я напоминаю, что ЕЦБ понизил ключевую ставку не так давно, в общем, достаточно неожиданно. Поэтому в данном смысле, мне кажется, ЦБ России скорее сейчас задает такой якорь стабильности для рынка.

Не слишком ли осторожен ЦБ в своих прогнозах, рассуждает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой: «Есть некоторый элемент инерции. Мы вошли в этот год с достаточно низкими, никем не ожидаемыми ценами нефть, поэтому в течение января-февраля ЦБ пересматривал свои прогнозы. Неожиданный рост цен на нефть, который мы наблюдали в последние несколько недель, улучшение на глобальных рынках — некоторый сюрприз. Очевидно, что ЦБ в данной ситуации предпочитает исходить из более консервативных сценариев, и, наверное, это в данной ситуации можно только приветствовать и не сильно критиковать. Прогнозы ЦБ, начиная с прошлого года, были заметно более реалистичными, чем прогнозы Минэкономразвития, и поэтому в данной ситуации ничего нового ЦБ не говорит. Можно спорить относительно темпов роста в ближайшие два-три года. Тем не менее и в экспертном сообществе, и в правительстве есть консенсус о том, что ситуация с ростом в российской экономике носит структурный характер. Поэтому ЦБ по-прежнему придерживается более сдержанной политики, считая, что существенное ослабление денежно-кредитной политики не позволит сильно улучшить перспективы роста. Все-таки от правительства требуется больше действий в части какой-то последовательной экономической политики и в качестве, как уже ЦБ много раз повторял, более определенной перспективы с точки зрения бюджетной политики не только на этот год, но и на ближайшие два-три года. ЦБ очевидно дает понять, что фокус на процентную ставку сейчас может быть не столь оправдан, учитывая то, что, действительно, финансирование бюджета за счет Резервного фонда приводит уже к существенному смягчению денежно-кредитных условий на денежном рынке, на финансовых рынках, и через какое-то время это может транслироваться и в дальнейшее снижение депозитных и кредитных ставок в экономике даже при сохранении фиксированной базовой ставки. Именно поэтому все-таки, с нашей точки зрения, сегодняшнее заседание ЦБ дает несколько менее агрессивный сигнал, чем тот, который мы видели в январе. Все-таки приверженность к борьбе с инфляцией — это, наверное, плюс для ЦБ, учитывая, что он продолжает свою последовательную политику. Это с точки зрения рынков, с точки зрения инвесторов, скорее, плюс, нежели минус».

Рубль утром 18 марта немного корректировался вниз на ожидании решения ЦБ. Днем доллар торговался на уровне выше 68,5 рубля, евро — выше 77 рублей. Цена нефти Brent превышала отметку в 42 доллара за баррель.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию