16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
6 апреля 2016, 16:01 Политика

Власть «поощряет конкуренцию» между силовиками, или почему МВД осталось без ОМОНа и СОБРа

Лента новостей

В законопроекте, внесенном в Думу Владимиром Путиным, говорится, что силовики Нацгвардии смогут открывать стрельбу, не предупреждая, если промедление может повлечь тяжелые последствия. Возглавить ее может Виктор Золотов. Почему новую структуру создают сейчас, не будут ли ревновать другие службы?

Президент России Владимир Путин.
Президент России Владимир Путин. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о войсках Нацгвардии. По предварительным оценкам, ее численность может составить до 400 тысяч человек, рассказал информированный источник «Интерфакса», из них половину составят Внутренние войска, и другую половину — специальные и полицейские подразделения.

Как следует из законопроекта, военные Нацгвардии смогут проводить задержания граждан, а также в определенных случаях открывать огонь без предупреждения, если промедление создаст угрозу жизни и здоровья граждан или самих военных либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия. В остальных случаях военный обязан сделать предупреждение. При пресечении массовых беспорядков Нацгвардия сможет применять водометы и бронетехнику с последующим уведомлением прокурора. Как отмечается, войска Национальной гвардии могут быть привлечены к выполнению задач с использованием оружия по прямому указанию президента России.

Военные будут вправе «проверять у граждан документы, если имеются основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения». Они также смогут проводить задержания на срок не более трех часов, а также досмотривать транспорта граждан и проникать в их жилища.

В законопроекте также говорится, что средства массовой информации не должны сообщать о местах дислокации войск Нацгвардии. Также отмечается, что Нацгвардии запретят стрелять в толпе, если могут пострадать случайные лица.

Как сообщалось, что возглавит Нацгвардию командующий внутренними войсками Виктор Золотов. Ранее он возглавлял Службу безопасности президента.

Business FM обсудила изменения с гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности, политологом Константином Симоновым. С ним беседовал Игорь Ломакин.

Константин Симонов: Появляется еще одна структура, которая, судя по всему, наделяется правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, чего не было у Внутренних войск, которыми раньше Золотов командовал, то есть это не только возможность проверки документов, но и возможность более широкого использования, в том числе и технических средств. Создается мощная служба, которая будет выполнять как раз функции контроля за улицей, недопущением массовых беспорядков при как раз фактически достаточно широких полномочиях не только ликвидировать уже последствия видимые несанкционированной активности граждан, но и предотвращение их до. Грубо говоря, это и входит в понятие оперативных мероприятий, чтобы до самого несанкционированного сбора или акции предотвращать ее, имея возможность… Если раньше активисты собирались на площади, их там хватали, говорили, что это незаконная акция, теперь, по идее, эта служба может заранее определить, что вот они это готовятся сделать и предотвратить их действия до того, как они стали визуально и наглядно видны.
Почему сейчас?
Константин Симонов: У нас начинается избирательная кампания, выборы президента не за горами, ситуация внешнеполитическая тяжелая. Понятно, что от России никто не отстанет, и у власти есть ощущение, что Запад вполне может использовать технологии, которые у нас сейчас называются технологией «оранжевой» революции. Я думаю, что это достаточный набор аргументов, чтобы озаботиться созданием как раз преторианской гвардии, которая могла бы выполнить функции защиты политической системы от именно майданных, «оранжевых» технологий, которые тоже совершенствуются и на месте не стоят.
А не появится ли ревность у других служб? Наверное, в МВД, откуда отхватили немалый кусок, да еще в нагрузку дали две службы, которые не факт что Колокольцев уж очень рад принять. ФСБ еще есть. Они не чувствуют ревность в этой связи?
Константин Симонов: На самом деле, это тоже достаточно значимая часть политики по контролю президента за самими силовыми службами, эта практика применялась всегда: столкнуть лбами и заставить их конкурировать друг с другом, это единственный вариант контролировать спецслужбы и силовые структуры в целом. Это поощряет конкуренцию между ними.

Зачем президент создает Нацгвардию? Версия гендиректора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова: «К вопросу о том, для чего это создается. Вы не хуже меня знаете, что конфликты между силовыми структурами существовали всегда в нашей стране, еще начиная со времен их зарождения. Есть конфликт между прокуратурой и Следственным комитетом, может быть, в этих условиях, может быть, опасаясь эскалации этих конфликтов, внутренних, о которых иногда появляется информация, иногда этого нет, это просто чувствуется, может быть, в этих условиях Владимир Путин посчитал, что ему надо сделать нечто более могущественное, более влиятельное. От упоминания просто этой структуры все должны вздрагивать, не важно, ходят они в полковничьих погонах органов внутренних дел или в каких-то армейских погонах».

Как отмечается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, принятие закона о Нацгвардии не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию