16+
Четверг, 8 декабря 2016
  • BRENT $ 53.38 / ₽ 3375
  • RTS1066.75
12 апреля 2016, 10:39 Авто

Первые автомобили первого космонавта. Поехали!

55 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Сегодня, в международный День космонавтики, об этом будут вспоминать все. А мы хотели бы вспомнить о земном транспорте первого космонавта

Юрий Гагарин  у монумента «Покорителям космоса».
Юрий Гагарин у монумента «Покорителям космоса». Фото: Валентина Мастюкова /Фотохроника ТАСС/ 1965 год

О том, какие автомобили предпочитал первый космонавт, ходят легенды. Какие-то из них подтверждены, какие-то до сих пор имеют статус слухов. Но, разумеется, интерес ко всему, чем увлекался первый в истории человечества космонавт, не утихает.

Известно точно, что у Юрия Гагарина была «Волга» ГАЗ-21 с номерами 78-78 МОД. Причем версии, откуда она у него появилась, две. По одной из них Гагарин приобрел ее лично на премию, которую получил за полет в космос (около 15 тысяч рублей), по другой «Волга» была подарком Леонида Брежнева, который до того, как стать Генеральным секретарем, как раз отвечал за космическую программу и распределял подарки.

В качестве служебных машин Гагарин использовал и обычный ГАЗ-69 — малокомфортный военный внедорожник. Хотя позже первому космонавту все-таки выделили служебную «Чайку» ГАЗ-13. Однако самым известным автомобилем Гагарина была спортивная Matra-Bonnet DJet. И нравился этот автомобиль Юрию Алексеевичу, кажется, больше всего. О нем хотелось бы рассказать поподробнее.

Французская компания Matra — производитель авиационно-космического оборудования, систем вооружения и легкого метро — в 1965 году приобрела фирму Rene Bonnet, занимающуюся выпуском спортивных автомобилей. Rene Bonnet испытывала финансовые трудности, при том что как производитель спорткаров компания заслуживала уважения. Так, ее команда выступала в «Формуле-1», а прототип той самой Matra Bonnet DJet в 1962 году принял участие в гонках Ле-Ман, где успешно добрался до финиша.

Во время вручения автомобиля в Москве. Фото: Валентина Мастюкова (Фотохроника ТАСС) 1965 год

Серийный автомобиль оснащался 4-цилиндровым двигателем объемом 1,1 литра мощностью более 80 лошадиных сил. Для тех лет это были неплохие данные, учитывая небольшой вес автомобиля — всего 760 килограммов. Благодаря этому спорткар преодолевал первую «сотню» примерно за 12 секунд, а максимальная скорость машины составляла 190 километров в час.

Юрий Гагарин впервые увидел Matra Bonnet DJet в августе 1965 года на французском салоне в Ле-Бурже. По дизайну, который разрабатывал Жак Юбэр, машина опережала свое время. Возможно, поэтому она так приглянулась Гагарину. Он долго ее рассматривал, а по некоторым данным, даже прокатился за рулем.

Руководство Matra, разумеется, заметила интерес первого космонавта к автомобилю и, недолго думая, решило подарить мировому герою этот автомобиль. Через месяц Юрия Гагарина пригласили в посольство Франции в Москве, где ему и вручили Matra Bonnet DJet. Конечно же, на такой подарок советский космонавт согласился только с разрешения руководства страны. Так, принять подарок от французов посоветовали министры Дементьев и Смирнов и советский посол в Париже Зорин.

Многие автомобильные концерны, зная, что Гагарин увлекается автомобилями, хотели подарить ему свои модели. Еще бы, такая реклама! Собственно, о Matra Bonnet DJet сегодня также вряд ли бы кто-то вспоминал, если бы не ее легендарный владелец.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории