16+
Вторник, 6 декабря 2016
  • BRENT $ 54.67 / ₽ 3489
  • RTS1069.82
13 апреля 2016, 10:00 Недвижимость

Нулевой результат: с начала года в Москве не появилось ни одного нового ТЦ

Уровень вакантности в среднем по рынку составляет 8%, но новые объекты пустуют на треть, девелоперы продолжают политику максимальной лояльности по отношению к арендаторам

Фото: Евгений Курсков/ТАСС

По итогам первого квартала 2016 года в Москве не открылось ни одного нового торгового центра, что тут же стало предметом для дискуссий в экспертном сообществе. И пока одни специалисты настаивали, что это «слабое» начало, а подобный прецедент имел место разве что в далеком 2007 году, другие уверяли, что нынешняя ситуация не является уникальной — если повнимательнее проанализировать статистику, «нулевой» результат пару раз все же был зафиксирован в предыдущие годы. Впрочем, так или иначе, все сходятся во мнении, что этот сегмент с трудом адаптируется к кризисной ситуации.

Плохую службу рынку ТЦ сослужили и рекорды прошлых лет, в течение которых было введено более 1,1 миллиона кв. метров площадей. И хотя средний уровень вакансии сейчас держится на отметке в 8%, не исключено, что в самое ближайшее время он дорастет до двузначных значений.

В течение года на рынок выйдут сразу несколько проектов, которые были начаты еще в докризисный период, однако эксперты прогнозируют, что уровень вакансии в большинстве из них составит не менее 35, а то и 40%, хотя в дальнейшем ожидается, что доля свободных площадей все же будет снижаться.

Девелоперы, озабоченные тем, как повысить привлекательность уже существующих объектов, о новых пока не заикаются, некоторые проекты решено заморозить, поэтому тренд на снижение объемов строительства сохранится как минимум до 2017 года.

Татьяна Мальянованачальник отдела аренды торговых центров компании JLL«Процесс сдачи в аренду и открытия торговых объектов сегодня занимает значительно больше времени, чем прежде. Арендаторы в несколько этапов согласовывают коммерческие условия, а в дальнейшем долго выходят на площадку и ведут отделку помещений. Если девелоперы новых торговых центров в текущих условиях хотят открыть объект с работающими якорными операторами и хотя бы минимальной торговой галереей, то в реальности они запускают объекты с несколькими якорями и фуд-кортом, в худшем случае – с продуктовым оператором и прикассовой зоной. Fashion-арендаторы не торопятся выходить на отделку и следят за темпами открытия торговой галереи. В действующих торговых центрах происходит ротация арендаторов, в том числе из-за изменения форматов. Если ритейлеры сегмента масс-маркет сегодня увеличивают площади своих магазинов в результате переориентации потребительского спроса на наиболее доступные товары, то, к примеру, обувные магазины сокращают формат».

Как известно, как только экономическая ситуация начинает ухудшаться, девелоперы тут же начинают терять контроль над рынком, передавая «бразды правления» арендаторам. Но сейчас, когда кризис уже в полной мере вошел в свои права, внимание сместилось на потребителя, на которого, собственно, и работает вся эта индустрия. Однако сейчас покупательская способность населения резко снизилась, поэтому шансы на успех есть только у тех ТЦ, которые смогут сформировать оптимальный пул арендаторов, спрос на товары и услуги которых сохранится на приемлемом уровне.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории