Реставрация Цоя во всех смыслах
Лента новостей
На фоне проходящей реставрации Арбата обсуждается, что делать с легендарной «стеной Цоя». Создана даже инициативная группа, которая, якобы, по просьбе местных жителей предложила отремонтировать стену и частично закрасить ее граффити-портретом самого музыканта. Реставрационные работы хотели провести еще пять лет назад, но до дела не дошло
Творчество Виктора Цоя также не дает покоя музыкантам. На его песни сделано огромное количество ремейков и каверов. Их даже исполняли симфонические оркестры. Чем объясняется желание «отреставрировать» Цоя во всех смыслах?
Общественная реакция — неоднозначная. Одни сравнивают реставрацию стены с уничтожением иконы, другие видят в этом возможность превратить развалюху, которая портит облик одной из главных улиц Москвы, в шедевр искусства.
Похожие реакции вызывают и попытки осовременить творчество Цоя. Больше всего противоречивых оценок собирают каверы на песни группы «Кино» в исполнении симфонических оркестров. Под аранжировку попали и самые популярные — «Восьмиклассница» и «Группа крови».
В последние годы музыку, написанную Цоем, которую в отличие от его текстов всегда считали довольно простой, исполняли камерный оркестр «Глобалис», симфонический оркестр Государственного Эрмитажа, национальный оркестр Украины и белорусский симфонический оркестр. Но каждый раз это вызывает бурную реакцию поклонников — от восхищения до протеста. Не разрушают ли эти кавер-версии особой атмосферы русского рока? И не убивает ли кавер самого оригинала? Ведь традиционная партия гитары, которая присутствует в любой рок-композиции, перекладывается для скрипки, виолончели, для духовых. На выходе — самостоятельное произведение.
Впрочем, симфоническая аранжировка любой музыке придает еще большей глубины и шарма, считает музыкальный обозреватель газеты «Аргументы и факты» Владимир Полупанов.
Владимир Полупановмузыкальный обозреватель газеты «Аргументы и факты»«Песни Цоя можно сыграть на гитаре, а можно с симфоническим оркестром, и это будет одинаково интересно. Эти песни сегодня по-прежнему звучат свежо, новаторски, и их можно как угодно аранжировать, и мне кажется для любой музыки симфоническая аранжировка придает еще больший шарм, еще большее удовольствие. Я недавно послушал Питера Гэбриела. Казалось, как же эту музыку можно взять и сделать симфонической. Это аранжировка добавила новых красок. Так же и песни Цоя, это абсолютно логичное решение, потому что песни Цоя оригинальны, уникальны и с симфонической аранжировкой звучат еще лучше».
Кто-то, конечно, может назвать это и спекуляцией. Когда проще продать старое, чем сделать новое. Но, с другой стороны, есть возможность еще раз напомнить о тех, кто вписал рок в мировую историю.