16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.52 / ₽ 8178
  • RTS1173.68
4 мая 2016, 10:33 ПолитикаПерсоны

Выборы в США: лучше старый «враг», нежели непредсказуемый «друг». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

С высокой долей вероятности президентская кампания в США сведется к противостоянию Хиллари Клинтон и Дональда Трампа. В связи с этим многие будут задавать вопрос: а кто же будет лучше для России?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Хотя российские власти непременно избегают четкого ответа на вопрос, кого же они предпочли бы в качестве победителя в американской президентской гонке, сам по себе вопрос будет висеть в воздухе до ноября, когда состоится голосование. С Хиллари Клинтон все, в общем, понятно. С ней мы уже имели дело, когда она была госсекретарем. Она и тогда была трудным партнером. Словно она с мужем Биллом, бывшим президентом Америки, что-то не доделала в отношениях с Россией и все время старалась доделать наверняка. С этой недоделанностью она и придет, возможно, в Белый дом. Целый ряд ее заявлений наводит на мысль о том, что она в качестве президента будет гораздо жестче Обамы. Но это в любом случае не будет неожиданностью.

И вот многие в России, опасаясь Хиллари, стали с робкой надеждой поглядывать на эксцентричного миллиардера Дональда Трампа. Особенно после того, как тот во всеуслышание заявил, что сумеет договориться с Владимиром Путиным. К тому же, традиционно отношения Москвы с президентами-республиканцами складывались лучше, чем с президентами -демократами. По крайней мере, первые никогда не читали занудных лекций о надобности соблюдать права человека.

Однако есть проблема. Импульсивный Трамп импульсивен во всем, в том числе в своем понимании внешней политики. Если в своей жизни он прочел хоть одну книжку на эту тему, было бы прекрасно, но вряд ли это так. Скорее всего, он не отличит Танзанию от Болгарии. И вот когда Трамп внезапно для многих у нас заявил, что российские самолеты, если они будут и дальше идти на опасное сближение с самолетами стран НАТО, можно и сбить, зародилась мысль: может, этот парень не так уж хорош в своей непредсказуемости?

Хотя, с другой стороны, подобные резкости в адрес Москвы могли быть продиктованы банальным тактическим соображением сбалансировать зачастившие в западной прессе утверждения, согласно которым именно Трамп — наиболее предпочтительный кандидат для Кремля. Вот он и стремится развенчать этот миф. Его внешнеполитическая речь, с которой он выступил на днях, породила еще больше вопросов. То, что он собирается сдерживать распространение радикального ислама — это хорошо. Однако хотелось бы больше подробностей о тех методах, при помощи которых он собирается это сделать. Не получилось бы еще большего ожесточения в противостоянии с исламским миром. Ядерную сделку с Ираном Трамп собирается разорвать чуть ли не в первый день своего правления. Но как тогда быть с системой безопасности на Большом Ближнем Востоке? С союзниками по НАТО собирается провести переговоры с тем, чтобы возложить на партнеров США больше ответственности в финансировании организации. Собственно, так и со всеми прочими союзниками Америки. Внешне при этом он выглядит как сущий неоизоляционист, провозглашающий лозунг «Америка превыше всего». Однако на практике это может обернуться всего лишь сломом сложившейся системы международных отношений без предложения адекватной замены.

Когда Трамп говорит об отношениях с Россией, в его заявлениях слишком много обтекаемых и мало что значащих фраз на фоне общей личной импульсивности, что в результате может дать совершенно непредсказуемый взрывной эффект. Аналогично — заявления о надобности улучшать отношения с Китаем сопровождаются столь оскорбительными выпадами в адрес китайской экономической политики, что не оставляют никаких надежд на реальное улучшение отношений двух держав.

Главная черта зарождающейся внешней политики Дональда Трампа — это именно импульсивность, что грозит большей непредсказуемостью, нежели отношения с уже изученной Хиллари Клинтон. Сегодня он может обниматься и панибратствовать, а завтра начнет сбивать самолеты. Сейчас он говорит, что может с Москвой договориться о самых сложных вопросах, а завтра станет врагом номер один. Трамп — это ведь суть отражение антиэлитарных чаяний простого американского человека. Сегодня он думает одно, а завтра другое. Трамп народен в своей непредсказуемости, этим и опасен. Лучше уж «старушка Хиллари». Она, хоть подчас и воспринимается как откровенный враг, но, как говорится, в этом своя и почти уже родная.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию