16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 86.98 / ₽ 8025
  • RTS1128.26
4 мая 2016, 18:14 Право

В сожженной двери ФСБ адвокаты Павленского увидели новодел

Лента новостей

В Мещанском суде Москвы прошло предварительное слушание по делу питерского художника Петра Павленского, который прошлой осенью поджег дверь здания ФСБ на Лубянке. Защита заявляла ходатайства, пытаясь доказать: испорченное имущество не может являться объектом культурного наследия

Петр Павленский.
Петр Павленский. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Мещанский суд Москвы сегодня отказался истребовать чертежи архитектора Алексея Щусева, по которым была изготовлена дверь здания ФСБ, сожженная художником Петром Павленским. Такое ходатайство защита подсудимого заявила на предварительном слушании по делу. Адвокаты считают, что установленная в 2008 году дверь не представляет историческую ценность и, скорее всего, является новоделом, а потому судить художника-акциониста за «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия» (часть 1 статьи 243 УК РФ) нельзя.

Отметим, что первоначально художнику инкриминировался вандализм, совершенный по мотивам идеологической ненависти (часть 2 статьи 214 УК РФ). Однако в конце марта дело было переквалифицировано на новую статью УК. Это произошло после того, как появилось заключение Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ). Данное экспертное учреждение было привлечено органом дознания для проведения культурологической экспертизы. Она не только признала дверь архитектора Алексея Щусева историческим объектом, но и оценила его «воссоздание» в полмиллиона рублей.

В этой связи войсковая часть № 55002, в чьем хозяйственном ведении находится имущество здания ФСБ на Лубянке, на стадии дознания заявила иск на данную сумму.

31-летний художник-акционист Петр Павленский поджег входную дверь подъезда №1 здания ФСБ России на Лубянке в ночь на 9 ноября 2015 года. Так он выразил протест против незаконного, на его взгляд, возбуждения ФСБ уголовных дел о терроризме. Павленский успел попозировать на фоне полыхающего входа более 30 секунд, прежде чем его задержали. Свою акцию он назвал «Угроза. Горящая дверь Лубянки». На следующий день он был арестован и с тех пор находится в СИЗО.

В ходе сегодняшнего заседания адвокаты Павленского Ольга и Дмитрий Динзе заявили несколько ходатайств. В частности, защитники просили истребовать из Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева чертежи, по которым было спроектировано здание ФСБ на Лубянке, а также его дверь. «Мы хотели предоставить их своему эксперту для проведения исследования, поскольку с проведенным по делу культурологическим исследованием мы не согласны», — рассказала Business FM Ольга Динзе. Она считает, что проведенная по делу экспертиза была поверхностной: специалисты не использовали чертежи Щусева, не раскрыли методику. Защитники просили допустить своего эксперта к исследованию сожженной двери. По словам Ольги Динзе, адвокаты планировали разобраться, какое у двери наполнение. Юрист предположила, что установленная в 2008 году дверь была усовершенствована — она имеет металлический каркас, а, следовательно, не была изготовлена по старым чертежам и не может считаться объектом культурного наследия. «В 70-е годы дверь имела одно ветровое стекло, теперь же дверь имеет три ветровых стекла. По проекту Шусева, внутри дверь должна быть из дуба, а она, возможно, имеет металлическое заполнение, — указала адвокат. — В то же время, если говорить об объекте культурного наследия, то должно быть его детальное воссоздание до мельчайших подробностей. А эта дверь была создана «примерно»», — сказала защитница.

Однако судья Елена Гудошникова отклонила ходатайства защиты как безосновательные. Рассмотрение дела по существу она назначила на 18 мая.

Покидая суд, защитники сообщили, что намерены добиваться вынесения Павленскому оправдательного приговора. По словам Ольги Динзе, и старая, и новая вменяемые ее клиенту статьи УК предусматривают одинаково суровое наказание — до 3-х лет лишения свободы. «Но нас однозначно не устраивает обвинение в повреждении объекта культурного наследия. Обвинение в вандализме по мотиву идеологической ненависти нас устраивало больше. Поскольку иных чувств к этому зданию испытывать невозможно», — сказал она. При этом юрист вновь обратилась к проведенной по делу экспертизе. Она констатировала, что в здании ФСБ на Лубянке пытали людей, подвергали репрессиям великих деятелей искусства, там же находилась тюрьма, в которой содержали полководцев. «Почему же нам не говорить об идеологической ненависти? В историческом контексте она очень может быть. Нас эта квалификация больше устраивает», — отметила Ольга Динзе.

Сам Павленский сразу после задержания призывал квалифицировать его действия как терроризм.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию