16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.04 / ₽ 8133
  • RTS1174.59
12 мая 2016, 07:08 Общество

Отмена проверок в аэропортах России: здравый смысл, показуха и смета. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Международный совет аэропортов в Европе (ACI Europe) предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву отменить проверки безопасности при входе в аэропорты России. А ответственность за безопасность в целом возложить на правоохранительные органы, а не на гражданскую службу безопасности аэропортов

Георгий Бовт
Георгий Бовт Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Как написал в обращении к российскому премьеру глава Международного совета аэропортов Оливье Янковек, проверка пассажиров при входе в аэропорт контрпродуктивна при борьбе с терроризмом. «Толпа людей, которая может быть достаточно велика в часы пик, представляет собой идеальную мишень для злоумышленников. В результате, потенциальная мишень для террористов в российских аэропортах переместилась на вход/ выход из терминала», — пишет он. Требование тотальной проверки за все годы борьбы с международным терроризмом так и не было вписано в международные стандарты безопасности аэропортов. Но мы и тут пошли своим путем.

Надо признать, что мысль, высказанная Янковеком, в общем, банальна. Она звучала и раньше, едва только с самого верха российского руководства после терактов в «Домодедове» в январе 2011 года прозвучало строгое указание такой контроль на входе создать. Президентом тогда как раз был Медведев. Пункты контроля появились и на железнодорожных вокзалах. И даже в московском метро. Правда, в последнем случае здравый смысл возобладал изначально, и проверки проводят только выборочно. За технической невозможностью проводить их тотально. Кстати, владельца «Домодедова» Дмитрия Каменщика сейчас как раз Следственный комитет обвиняет в том, что у него на входе системы тотального контроля не было, поэтому теракт и случился. Вопрос о том, что было бы, если он случился в толпе на входе, никто не задает.

Приводили в 2011 году сторонники прагматического подхода, в том числе, и пример Израиля. Где при всем огромном внимании к проблемам терроризма тотальной проверки на входе в тот же главный аэропорт Бен Гурион нет. Зато есть тщательная проверка потенциальных пассажиров на стадии покупки билетов. Есть обширная агентурная сеть, внедренная в ряд всяких подозрительных организаций. Есть интенсивная работа спецслужб под прикрытием в толпе. Есть опытные психологи, пытающиеся по поведению человека вычислить потенциального джихадиста. Пассажиров, в том числе, такие же специалисты-психологи с пристрастием допрашивают перед сдачей багажа и посадкой в самолет. Хотя, заметим, что очереди и тут создаются все же.

Однако подобные меры не просто сложнее в реализации, чем понатыкать везде рамок. По ним труднее формально отчитаться. Как отрапортовать начальству, что психологи под прикрытием работают хорошо? А так — очередь на входе, рамки звенят, идет напряженный процесс. Видно, что люди работают. Есть картинка, ее можно показать начальству, подъехавшему в кортеже по перекрытому шоссе. Да и смета освоена на установку сотен рамок и наем обслуживающего персонала. И это ведь не единственный пример, когда сам процесс у нас важнее результата.

Кстати, после весенних брюссельских терактов Еврокомиссия тоже было задумалась о введении тотального контроля на входах во все европейские аэропорты. Но от этой затеи отказались. Дополнительные меры контроля сводятся к заблаговременной проверке авиапассажиров, обмену данными о подозрительных личностях, повышению технической оснащенности служб безопасности, усилению полицейских нарядов. По возможности без создания толп в одном месте. Вообще странно, что наши власти, которые привыкли считать, что собрание «больше трех в одном месте» — это нечто потенциально опасное, в данном случае пошли иным путем. Ах да, мы забыли ключевое слово. Смета.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию