16+
Воскресенье, 4 декабря 2016
  • BRENT $ 54.19 / ₽ 3462
  • RTS1050.21
31 мая 2016, 12:17 Право

Конституционный суд признал законной систему «Платон»

Суд отклонил обращение депутатов-коммунистов о незаконности взимания платы с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам

Конституционный Суд РФ признал соответствующей основному закону страны систему взимания платы за проезд по федеральным трассам с большегрузных автомобилей «Платон», передает корреспондент Business FM.

Таким образом, суд отклонил жалобу 92 депутатов Госдумы от партии КПРФ.

В своем решении КС назвал федеральные трассы «главными транспортными артериями страны». Суд подчеркнул, что хотя они и должны содержаться за счет средств федерального бюджета, законодатель вправе устанавливать дополнительные сборы за их использование. Судьи отметили, что в настоящее время разрешается отсрочка платежей в системе «Платон» — это сделано для адаптации водителей. Кроме того, в апреле в Госдуму правительством был внесен законопроект, в соответствии с которым предлагается засчитывать новый сбор при оплате транспортного налога. По мнению судей Конституционного суда, «установленные платежи не должны быть избыточными и слишком обременительными для водителей». Они подчеркнули, что правительство уже признало «необходимость их оптимизации». Согласно решению КС, повышение платы за проезд не может осуществляться без внесения изменений в федеральные законы.

Заявители утверждали, что взимание платы «не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности». По мнению коммунистов, такая плата фактически является налогом и, соответственно, должна была устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства РФ. Аналогичную претензию они предъявили к введению административной ответственности в виде штрафа от пяти до десяти тысяч рублей за неоплату проезда для большегрузных автомобилей. Депутаты считают, что данная мера в нарушение Конституции РФ основана не на законе, а на акте исполнительной власти (постановлении правительства). Кроме того, они указывали на то, что подобные санкции создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны. Так, как заявил на заседании КС депутат от КПРФ Юрий Синельщиков, платежи «Платона» дублируют уже существующие сборы — транспортный налог и акциз на топливо.

Исходя из этого, представители КПРФ требовали признать спорные нормы не соответствующими Конституции РФ, в частности, статье 57, в соответствии с которой любые налоги могут быть установлены только законом, то есть Налоговым кодексом.

Плата за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн была установлена 15 ноября 2015 года. Ее оператором стала компания РТИТС, 50% которой принадлежат Игорю Ротенбергу, и другие 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».

Проезд по федеральным трассам в размере 1,5 рубля за километр взимается, чтобы возместить ущерб, наносимый грузовиками дорожному покрытию. Владельцы грузовиков обязаны зарегистрировать машины в системе «Платон» («плата за тонны»), установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс. Все собранные средства перечисляются в Федеральный дорожный фонд.

Введение системы «Платон» вызвала протесты дальнобойщиков в 40 регионах страны. Вместе с тем, с начала года она принесла в федеральный дорожный фонд более 8 млрд рублей.

В поддержку «Платона» в КС выступили представители власти — Совета федерации, Минюста, Генпрокуратуры, президента и правительства. Так, в Минфине ссылались на то, что плата за проезд является добровольным, а не обязательным платежом. Перевозчики же могут выбирать способ доставки грузов, например, не пользоваться большегрузными автомобилями и не платить за проезд. По мнению полпреда президента в КС Михаила Кротова, систему «Платон» нельзя причислить к двойному налогообложению.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории