16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.56 / ₽ 7922
  • RTS1128.82
20 июня 2016, 10:00 Право

Чиновник Недобор проводит «аудит» собственного дела

Лента новостей

Военные следователи завершили расследование уголовного дела высокопоставленного сотрудника Минобороны Дмитрия Недобора, обвиняемого в попытке получить взятку в размере 48 млн рублей. В настоящее время он и двое других фигурантов знакомятся с 12 томами уголовного дела

Директор Департамента аудита госконтрактов Минобороны Дмитрий Недобор (слева) во время продления ареста в Савеловском суде Москвы.
Директор Департамента аудита госконтрактов Минобороны Дмитрий Недобор (слева) во время продления ареста в Савеловском суде Москвы. Фото: BFM.ru

Военно-следственное управление СКР по Москве завершило расследование уголовного дела высокопоставленного сотрудника Минобороны Дмитрия Недобора, обвиняемого в попытке получить взятку в размере 48 млн рублей за согласование цены госконтракта на производство и поставку мобильно-стационарной системы для нужд ВДВ. Вместе с ним перед судом предстанут два предполагаемых соучастника — Геннадий Бауман и Юрий Давыдов. Уголовное дело в отношении четвертой фигурантки — Ирины Кузнецовой — было переквалифицировано на другую статью и прекращено. Теперь она лишь свидетель.

Из обвиняемых в свидетели

Как стало известно Business FM, основные следственные действия по резонансному делу были завершены еще весной. С конца апреля фигуранты знакомятся с материалами дела. Этому предшествовало изменение статуса одной из фигуранток. 34-летняя Ирина Кузнецова попала в уголовное дело в середине сентября 2015 года. Тогда же были задержаны и заключены под стражу директор департамента аудита госконтрактов (ДАГ) военного ведомства Дмитрий Недобор, а также его знакомый, соучредитель одной из столичных фирм Геннадий Бауман, у которого Кузнецова работала секретарем. Еще один фигурант — знакомый Баумана, бывший сотрудник полиции Юрий Давыдов, остается на свободе. Следователи изначально не стали его брать под стражу, взяв обязательство о явке.

По версии следствия, военный чиновник вымогал деньги у представителей Научно-исследовательского института систем связи и управления (НИИССУ). Недобор хотел получить «откат» в размере 48 млн рублей за согласование цены госконтракта на производство и поставку мобильно-стационарной системы для нужд ВДВ. Стоимость предстоящих по нему работ институт оценил в 6,2 млрд рублей. Однако пришедший полгода назад на работу в Минобороны директор ДАГ Дмитрий Недобор «завернул» эту цену, посчитав ее завышенной. Он согласился увеличить ее до 5,3 млрд рублей. Следствие утверждает, что Геннадий Бауман выступал в роли посредника, а Давыдов и Кузнецова ему помогали.

Дмитрию Недобору вменили покушение на получение взятки (статья 30, часть 6 статьи 290 УК РФ). А его троим предполагаемым соучастникам — посредничество в покушении на дачу взятки организованной группой (часть 3 статьи 30, часть 4 статьи 291 УК РФ). Ирина Кузнецова полгода провела в СИЗО, прежде чем следствие изменило ей меру пресечения на подписку о невыезде. Это произошло после того, как женщина дала нужные сыщикам показания. Она призналась, что по поручению своего шефа Геннадия Баумана вела электронную переписку с представителями института, подозревала, что в ней шла речь о каких-то не совсем законных действиях, однако сама от этого никакой выгоды не получала. После этого следствие переквалифицировало действия Кузнецовой на статью 204 УК РФ (коммерческий подкуп) и прекратило его по нереабилитирующим основаниям. Следователи воспользовались примечанием к данной статье, в котором говорится, что фигурант может быть освобожден от уголовной ответственности, если он «активно способствовал раскрытию или расследованию преступления».

Почему Недобор не признал вину

Что же касается оставшихся подследственных, то они настаивают на своей невиновности. Так, Дмитрий Недобор на следствии дал развернутые показания и заявил, что его действия были абсолютно законными и ни у кого денег он не вымогал. По словам чиновника, он не мог влиять на процесс, сроки и согласование цены контракта для военных. Недобор сообщил, что предложенная НИИССУ цена контракта была снижена не им, а его подчиненными — специалистами ДАГ. Это было сделано, поскольку сотрудники предприятия не смогли подтвердить заявленную ими цену документально. В его же обязанности входила защита интересов государства по эффективному и обоснованному расходованию бюджетных средств. Недобор рассказал, что, придя на должность директора ДАГ в январе 2015 года, он стал строго следить за тем, чтобы его подчиненные тщательно проверяли предоставляемые предприятиями расчеты. Это за 9 месяцев 2015 года позволило Минобороны сэкономить более 20 млрд рублей, из которых основную сумму составили контракты с единственными поставщиками.

Недобор не отрицал, что был знаком с Бауманом. Последнего он назвал умным и эрудированным человеком, который имел свой собственный бизнес в области производства и продажи радиоэлектронных изделий и когда-то работал в «Норникеле». По словам Недобора, с Бауманом его связывали чисто приятельские отношения. Обвиняемый сообщил, что как-то в ходе одной из встреч с ним он пожаловался своему визави на вызывающее поведение сотрудников НИИССУ, которые в ультимативной форме требовали выдать им заключение за заявленную сумму в 6 млрд рублей, ссылаясь на рост цен комплектующих. Бауман высказал свое мнение на этот счет, но не более. К переговорам с представителями института он его не привлекал. Интересно, что, по словам Недобора, незадолго до его задержания представители НИИССУ звали его в «ненормальной обстановке» обсудить цену госконтракта. Однако он отказался. С другими же фигурантами уголовного дела Недобор не был знаком.

Интересно, что следствие провело экспертизу телефонных разговоров чиновника. В них он называл представителей института «жуликами», которые не могут доказать представленную цену. Что же касается Геннадия Баумана, то с ним директор ДАГ беседовал на разные темы, начиная от природы и погоды и кончая мотоциклами, которыми оба увлекались. Тему госконтракта они даже не упоминали.

12 томов дела

Геннадий Бауман также вину не признает. Однако показаний по делу он пока не давал. По словам его адвоката Алхаза Абгаджавы, его подзащитный собирается их дать после того, как закончит ознакомление с 12 томами дела, вещдоками и досконально изучит обвинение. При этом защитник опасается, что следствие в ближайшее время может выйти в суд с ходатайством об ограничении данной процедуры, обвинив в затягивании сроков ознакомления с делом. Адвокат отметил, что фигуранту и его защитникам, помимо 12 томов дела, предстоит еще изучить несколько коробок вещественных доказательств. «Вещдоки бывают разные по разным делам. Например, по делу об убийстве это может быть топор. А у нас это несколько дополнительных томов документов, которые надо читать и фотографировать», — сказал Business FM защитник. По словам юриста, защита будет настаивать на допросе Геннадия Баумана сразу же после ознакомления с вещдоками. Однако адвокаты не исключают, что им в этом будет отказано, «чтобы следствию не испортить всю картину».

На прошлой неделе Савеловский суд Москвы продлил срок ареста Дмитрию Небодору и Геннадию Бауману до 15 августа. Адвокаты просили освободить обвиняемых под залог или перевести под домашний арест в связи с изменением обстоятельств. Однако суд данную просьбу отклонил.

Ожидается, что после того, как фигуранты ознакомятся с материалами, а прокуратура утвердит обвинительное заключение, дело направят в суд. Судить чиновника Минобороны будут гражданские судьи, поскольку он не является военнослужащим, как и другие подследственные.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию