16+
Четверг, 8 декабря 2016
  • BRENT $ 53.38 / ₽ 3375
  • RTS1066.75
21 июня 2016, 14:51 Компании
Спецпроект: Бизнес-Пульс России

«Хождение в бизнес-народ»: Нижний Новгород, Казань и Набережные Челны

Масштабный автопробег «Бизнес-Пульс России», стартовавший 16 июня, уже достиг Нижнего Новгорода, Казани и Набережных Челнов, а его организатор — основатель компании Support Partners Константин Борисов, поспешил поделиться с BFM.ru своими наблюдениями о настрое местных предпринимателей и их рецептах борьбы с кризисом

Константин Борисов
Константин Борисов Фото: Support Partners
Каковы ваши первые впечатления о начале автопробега и тех городах, которые вы уже успели посетить?
Константин Борисов: Мы посетили Нижний Новгород, Казань, Иннополис, Набережные Челны, а сейчас подъезжаем к Уфе. Честно говоря, я полагал, что в России дороги хуже и страшнее. Также я думал, что Чувашия и Татарстан сильно отличаются по природе от средней полосы, но это оказалось не так. Более того, я не увидел и системных культурных различий. Также на примере Татарстана стало понятно, что в России можно по-честному строить дороги, чтобы они не разваливались. Здесь трассы мирового уровня, а значит, эта проблема — не вопрос климата, а вопрос разгильдяйства, отсутствия контроля и вовлеченности местных властей.
С кем из местных бизнесменов вам удалось поговорить, какое впечатление они оставили и о каких антикризисных рецептах смогли рассказать?

Константин Борисов: Я был поражен уровнем включенности людей, они действительно болеют за свое дело, очень нерасслабленно относятся к бизнесу и находятся в хорошем тонусе. Все игроки, с кем мы разговаривали, рассказали о том, что благодаря кризису или, несмотря на него, их бизнес вырос. Например, директор фирмы, поставляющей упаковку для российских и международных фармацевтических компаний, объяснил, что им удалось увеличить объем реализации продукции, хотя в России фармацевтический бизнес проседает. Чтобы добиться такого результата, они стали создавать совместные рабочие группы с заказчиками и консультировать их о том, как правильно разрабатывать упаковку, какой она должна быть, как использовать упаковочное оборудование, которое у них на производствах стоит. Получается, что они помогают своим клиентам снижать их собственные затраты. По сути, они оказывают дополнительный бесплатный технологический консалтинг, а клиенты находят способ их отблагодарить в виде новых заказов. Поэтому первая идея: быть ближе к заказчику и начинать строить с ним долгосрочные отношения, быть готовым инвестировать в него свое время, в том числе бесплатно, таким образом встраиваясь в его бизнес-процесс, показывая, что он не просто покупает у тебя упаковку, которую может напечатать любой, но и получает ценный технологический консалтинг.

Какие сегменты бизнеса еще попали в зону вашего наблюдения?

Вторая история от директора строительной компании, который, наблюдая за тем, как рынок упал на 30-40%, решил собрать собственный персонал и попросить написать по одному рацпредложению касательно того, как можно улучшить бизнес, делая что-то по-другому или дополнительно. В этом мероприятии участвовали более ста человек, включая рабочих –экскаваторщиков. Все они оказались вовлечены в процесс стратегического планирования. В итоге один из них предложил использовать те строительные навыки, которые есть у компании, чтобы начать заниматься еще и ландшафтным дизайном. В фирме появилось соответствующее направление, которое уже начало приносить прибыль. Это пример того, как вовлечь свой персонал в спасение компании.

Кстати, он же показал нам хоккейную коробку, которую сам бесплатно построил для местных детей. И если раньше в их микрорайоне никто на коньках не катался, то теперь здесь появилась целая хоккейная команда и вторая площадка. Получается, что он нашел дополнительную мотивацию для себя, которая больше и дальше, чем деньги.

Следующий пример от сооснователя сети шиномонтажей. Он с партнером начал этот бизнес в 2009 году, когда их предыдущее дело обанкротилось. Они решили, что могут сделать федеральную крупную сеть шиномонтажей, которая будет конкурировать за счет сетевых стандартов качества и единого бренда. Денег не было, банки кредит не давали, а открыть хотелось сразу несколько точек, что потребовало бы около миллиона долларов. Интересно, что им удалось договориться с производителями, которые поверили в них и дали им первое оборудование просто так, в некий лизинг без предоплаты. Компания, запустив бизнес, постепенно все это выкупила, и теперь у них порядка 30 шиномонтажей, в том числе и в Москве и планы по дальнейшему расширению.

Также мы беседовали с основателем компании по продаже украшений для мужчин. Он с партнерами начинал с маленького интернет-магазина, заказывая товар в Штатах. Последнюю партию они успели оплатить прямо перед кризисом, потом доллар взлетел, а у них было много товара по хорошим ценам, за счет чего компании удалось подняться. Но дальше стало понятно, что покупать за рубежом сейчас очень дорого, поэтому они решили найти российских поставщиков. Как оказалось, с ними пришлось помучиться, объясняя, что товар должен соответствовать единым стандартам, рассказывая как регистрировать ИП, как получать лицензии, открывать банковские счета и платить первые налоги. Но за счет того, что они вложились, в том числе в развитие поставщиков, они смогли сильно снизить себестоимость. И сейчас значительная часть товаров на прилавках — российская. И уже вот эти кустари научились быть индивидуальными предпринимателями: от производства у себя дома перейти к хотя бы небольшому индустриальному производству.

Столкнулись ли вы с какими-то сложностями во время вашего автопробега?
Константин Борисов: Сложностей или неожиданностей мы не пережили. Но в очередной раз поняли, что основной проблемой и барьером в стране остаются дороги. Да, они не так ужасны, как могло бы показаться, но они отнимают много времени, нервов и сил. И правительству нужно задуматься о том, что российская дорожная сетка нуждается не только в починке асфальта, но должна быть в целом перепроектирована.
Что для вас стало открытием на этот отрезке пути?
Константин Борисов: То, что Татарстан оказался по-настоящему зажиточным регионом. Казань сейчас — это один из центров российского внутреннего туризма. Здесь предлагается большое количество экскурсий, а сам город в прекрасном состоянии, весь вымытый и вычищенный.

Наверное секрет того, как это стало возможно, я услышал от директора по развитию Иннополиса. Им оказался молодой парень, который делал карьеру в хороших западных компаниях, у него столичное образование, но при этом он этнический татарин. Так вот он рассказал, что у татар очень сильный зов крови и зов земли, и они действительно понимают, что это их малая родина. В Татарстане немыслима ситуация, чтобы губернатор отсидел два срока, сколотил капитал и уехал жить в Лондон. Здесь люди не уезжают в Москву, чтобы не вернуться: местная элита понимает, что нужно строить хорошие дороги и вообще развивать регион для своих детей. Поэтому здесь нет ощущения наместничества, а люди рассчитывают на долгую перспективу.

Новые наблюдения, касающиеся состояния бизнеса в Уфе и Челябинске появятся на сайте в ближайшие дни.

Подробнее об автопробеге читайте в блоге.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории