16+
Суббота, 3 декабря 2016
  • BRENT $ 54.19 / ₽ 3462
  • RTS1050.21
6 июля 2016, 18:00 Общество

Реформа образования не выдержала экзамен?

Она предполагала увеличение финансовой самостоятельности школ, детских садов и вузов. Почему большинство образовательных учреждений не стали автономными?

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Правительственные эксперты заявили об отсутствии результатов реформы образования. Она началась в 2010 году и предполагала большую финансовую самостоятельность для школ, детсадов и вузов.

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на мнение экспертов Аналитического центра при правительстве, доля бюджетных учреждений и традиционные типы финансирования остаются доминирующими. Почему большинство образовательных учреждений разочаровались в новой предложенной системе и не стали автономными?

Татьяна Клячко директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС «В детском саду или школе управленцев высокого класса, хотя бы на уровне высшей школы, нет, поэтому проще не искушать судьбу и не попадать в такие зоны, где их могут обвинить в неправильном расходовании средств. Даже в московских школах, когда директоров спрашивали, будете ли вы развивать платные услуги, они говорили: нам выделяется уже столько денег, что хватит бесплатных образовательных услуг. Вторым фактором было то, что в последние годы, вплоть до прошлого года, шло резкое увеличение расходов на образование, поэтому деньги населения из системы образования, особенно школьного, почти ушли. То есть население сейчас дает только около 3% денег на все расходы школы. Школа как жила на бюджетные средства, так и живет. В-третьих, статус бюджетного учреждения был сильно приближен к статусу автономного, переходить, как мы говорим, в «автономку» не было никакого резона. Что это такое, в полной мере управленцы детского сада или школы не очень понимали, а те, кто понимал, уже и до реформы в этот статус перешли».

В некоторых регионах школы и детские сады до сих пор имеют централизованную муниципальную бухгалтерию, через которую переводятся все расходы на конкретное образовательное учреждение. Директора не готовы что-либо менять, поскольку свобода — это ответственность, говорит старший научный сотрудник Высшей школы экономики Сергей Заирбек:

Сергей Заирбек старший научный сотрудник Высшей школы экономики «В некоторых регионах школы или детские садики до сих пор не централизованы в муниципальную бухгалтерию, через которую переводятся все расходы на это учреждение. Директору, который никогда не имел дела с собственной бухгалтерией, если переходить в статус автономного учреждения, нужно научиться считать, нужно грамотно отчитываться. К тебе будут приходить проверки, к тебе будут предъявлять претензии, если, не дай Бог, будут какие-то отклонения от правильных расходов, я не буду говорить про злонамеренные нарушения. Даже просто ошибка в бухгалтерских расчетах, или, например, для получения какой-то аутсорсинговой услуги не так проведены конкурсные процедуры, где автономное учреждение может самостоятельно провести торги, заключить договор с какой-то компанией, которая будет ему поставлять услуги по питанию детей. Если, например, есть централизованная бухгалтерия, то, естественно, придут не к директору, а в бухгалтерию, а директор не будет за это отвечать. Если ты имеешь статус автономного учреждения, у тебя уже просто обязана быть собственная бухгалтерия, то придут, естественно, с проверкой к тебе. Деньги тебе передавали бюджетные, ты имеешь дело все равно с заданием, только ты за него полностью отвечаешь. Иногда в месяц приходит по две-три-четыре разных проверки».

Реформа также предполагала введение требований к качеству образовательных услуг, однако регионы не смогли завершить процесс их разработки, поскольку необходимый пакет документов по-прежнему отсутствует и на федеральном уровне.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории