16+
Суббота, 10 декабря 2016
  • BRENT $ 54.17 / ₽ 3387
  • RTS1110.14
12 июля 2016, 12:23 Компании

Авиакомпании улетели в сторону отрицательной рентабельности

По словам аналитика Романа Гусарова, состояние российских перевозчиков ухудшило закрытие Египта и Турции. Теперь исправить ситуацию крайне непросто

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Убытки авиакомпаний на внутренних рейсах продолжают расти. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, в первом квартале этого года перевозчики потеряли на внутренних линиях более 25,5 млрд рублей, в то время как за этот же период прошлого года убытки составили 19 млрд.

Международные перевозки в первом квартале в плюсе, но всего на 1,5 млрд. Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Несмотря на положительную динамику роста объемов авиаперевозок в предыдущие годы, рентабельность внутренних перевозок была либо околонулевая, либо отрицательная. Сейчас, когда очевидно, что спрос на авиаперевозки в целом падает и в первую очередь на международные, рентабельные направления, авиакомпании переориентируются все больше на внутренние линии, при этом не получая никакой прибыли, и эти линии как были нерентабельные, так ими и остаются. К сожалению, виной тому экономическая структура, в которой сегодня существуют авиакомпании. Это очень высокая расходная часть бизнеса, те расходы, которые им приходится нести, а зачастую эти расходы выше, чем их расходы на международных линиях — это и аэропортовые услуги, и оплата керосина, и оплата множества тех услуг, которые они приобретают у сторонних предприятий, это и наша структура налогообложения, в частности, — много говорили о необходимости отмены налога на добавленную стоимость на внутренних линиях, которого нет при выполнении международной перевозки, что сразу повышает и стоимость авиаперевозки на внутрироссийских маршрутах, и снижает их рентабельность, и многое другое, множество факторов. На фоне снижения платежеспособности населения, когда невозможно поднимать цены, а расходы авиакомпаний растут, авиакомпании, пытаясь сдерживать цены, все больше уходят в зону отрицательной рентабельности. Поэтому тот убыток, который они получили по итогам первого квартала, получат по итогам первого полугодия и также получат по итогам года, он вполне ожидаем и объясним».

Год назад правительство снизило НДС для авиакомпаний с 18% до 10%. В июне этого года Минтранс направил в кабмин предложение об обнулении НДС. Решения пока нет.

Некоторые авиакомпании уйдут с рынка, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»«Мы видим, что крупнейшие российские авиакомпании за первый квартал довольно существенно увеличили объем перевозок. Это говорит о том, что они пытаются продолжать делить наследие «Трансаэро». Некоторые авиакомпании делают это одновременно с увеличением занятости кресел. Все это дает основание полагать, что уже в ближайший год на рынке все-таки ситуация несколько стабилизируется после того, как почти неизбежно ряд авиакомпаний покинут рынок в этом году, я надеюсь, наступит некоторая стабилизация, правда, к сожалению, это будет сопровождаться повышением тарифов, вероятнее всего, снижением пассажиропотока. Однако при этом авиакомпании смогут по результатам года выходить на пусть и минимальную, но прибыль. Сейчас на кону либо довольно существенное повышение тарифов и снижение авиационной подвижности, либо болезненное, но необходимое решение об обнулении НДС. Вся отрасль с нетерпением ожидает решения по открытию аэропортов Египта, потому что это очень хорошая возможность загрузить парк авиакомпаний в зимний период, в период минимального спроса на перевозки внутрироссийских линий».

Традиционно авиакомпании компенсировали убытки на внутренних маршрутах за счет международных линий, говорит эксперт. Но на фоне «закрытия» Египта и Турции объемы авиаперевозок в мае этого года обвалились на треть, по сравнению с маем прошлого. В текущей ситуации даже крупным игрокам придется непросто, констатирует аналитик.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории