16+
Воскресенье, 4 декабря 2016
  • BRENT $ 54.19 / ₽ 3462
  • RTS1050.21
18 июля 2016, 15:01 Компании
Спецпроект: Бизнес-Пульс России

«Хождение в бизнес-народ»: Хабаровск и Владивосток

Подошел к концу автопробег «Бизнес-Пульс России», организованный основателем компании Support Partners Константином Борисовым, который готов поделиться с читателями BFM.ru своими впечатлениями о конечных пунктах маршрута, длиною в 9 тысяч километров

Виды Хабаровска. Здание нового торгового центра на одной из центральных улиц города.
Виды Хабаровска. Здание нового торгового центра на одной из центральных улиц города. Фото: Владимир Саяпин/ТАСС
Предпоследним городом в вашей программе стал Хабаровск. Каким вы его увидели, и что вам рассказали местные предприниматели?
Константин Борисов: В первую очередь хочу сказать, что, как показало наше путешествие, российские дороги не так плохи, как принято считать. Поэтому можно сделать вывод, что Россия — это в какой-то степени жертва плохого пиара. Трасса «Чита — Хабаровск» — это действительно одна из лучших трасс страны.

Хабаровск мне показался большим административно развитым городом, это еще и центр Дальневосточного федерального округа. Там мы встретились с несколькими предпринимателями, и я провел семинар для Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

Дальний Восток — это тот регион, где, в отличие от Центральной России, частный бизнес в одиночку ничего сделать не может — ему необходима системная государственная помощь. Здесь государство должно играть более значимую роль, чем это есть сейчас.

Все предприниматели, с которыми мы встречались, сказали об одной интересной вещи. В тот момент, когда традиционные бизнесы, связанные с перепродажей чего-то, приобретенного в Китае, в Центральную Россию, начали проседать, единственным источником платежеспособного спроса осталось государство. Поэтому бизнесмены начали участвовать в госзакупках. Они выучили соответствующее законодательство, и у них пошел бизнес, как они его называют, по консалтингу в области госзакупок. Частные компании не очень понимают, как в этом участвовать, поэтому им необходимы подобные консультанты.

Я разговаривал с коммерческим директором компании, которая занимается сопровождением госзакупок, но с другого конца, о котором я до этого времени даже не слышал. У муниципалитетов есть определенные бюджеты, на которые они должны что-то закупать в тендерном формате, но для многих из них, особенно районных и сельских, очень сложно выполнить все требования закона о госзакупках, и эта консалтинговая компания образовывает руководителей сельских поселений, рассказывая им, как правильно проводить тендеры и все законно закупать.

Муниципалитеты сейчас жалуются, что денег не хватает, так эта же компания объясняет им, какие льготы они могут получить из регионального бюджета. Это, кстати, пример того, как правильно взаимодействовать со своими клиентами и иногда делать для них что-то бесплатно.

Вообще местный бизнес все чаще задумывается о том, куда бы можно уехать, и готовит для себя запасную платформу или в Центральной России, или в Азии.

Как известно, государство сейчас занимается созданием территорий опережающего развития. Эта работа идет, но ее системно никто особо не чувствует. Туда сложно затащить инвесторов, а государство вкладываться не готово. Что касается иностранных инвесторов, то, например, азиатские бизнесмены не рискуют вкладывать деньги, потому что наше законодательство непредсказуемо и постоянно меняется.

Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке ставит перед собой задачу по наращиванию кадрового потенциала региона как через обучение местных, так и через стимулирование миграции из центральных областей. Но этот регион, по мнению местных, можно развивать только двумя способами: с помощью зеков, как это было раньше, или с помощью высоких зарплат. Но сейчас там зарплаты низкие, люди уезжают, а государственная политика пока носит только косметический характер.

Насколько эта ситуация актуальна для Владивостока, где вы закончили свое путешествие?
Константин Борисов: Во Владивостоке мы встретились с тремя предпринимателями. У одного из них есть компания по производству полипропиленовых труб. Он полностью развеял наш миф о том, что из России можно интенсивно экспортировать продукты переработки. По его словам, раньше основными заказчиками были муниципалитет и разные крупные федеральные структуры, в ведении которых находятся большие трубопроводы. После того как объем заказов сильно уменьшился, он начал рассматривать для себя возможность экспорта трубопроводов в Китай или Японию, но понял, что не «пролезает» по себестоимости. В регионе очень дорогая электроэнергия, и азиатские компании по производительности труда более продвинутые, поэтому такая продукция на экспорт никому не нужна. В итоге компании удалось выйти на нефтегазовый рынок, рынок Сибири, чего раньше она не делала за ненадобностью. Получается, что в этом случае сработала история по развитию нишевых продуктов и других рынков.

Местные бизнесмены связывают много надежд с тем, что Владивосток будет объявлен так называемым свободным портом. Это будет означать, что если ты через него вывозишь что-то из России, то освобождаешься от множества налогов и пошлин.

Также оказалось мифом то, что китайские бизнесмены готовы сюда прийти и строить заводы и производства. На самом деле их смущает непредсказуемость власти, постоянные изменения налоговой системы, дорогая электроэнергия и недостаток рабочей силы.

Удалось ли вам заметить какие-то позитивные изменения?
Константин Борисов: Во Владивостоке можно убедиться в том, что инвестиции государства в инфраструктуру дают толчок для развития частного бизнеса. Новые мосты, построенные к саммиту АТЭС, вдохнули жизнь в город, облегчили логистику. Я побывал в кампусе Дальневосточного федерального университета и увидел, что это объект мирового уровня, это очень цивилизованная территория на острове Русский. Там сейчас 35 тысяч студентов, и некоторые мои московские знакомые почли за честь поехать туда работать проректорами.

Во Владивостоке за несколько лет, в течение которых государство занималось инвестициями в регион, произошли серьезные изменения. Там огромное количество китайских и японских туристов, поэтому туристическая сфера — это тоже недоиспользованная возможность. В этой связи стоит задуматься об отмене визового режима хотя бы для коротких поездок.

В любом случае мне показалось, что Дальний Восток — это тот регион, в котором государство должно стимулировать развитие конкретными жесткими мерами.

В самое ближайшее время вы сможете прочитать итоговое интервью Константина Борисова, в котором он суммирует все свои впечатления от грандиозного автопробега по всей стране.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории