16+
Пятница, 9 декабря 2016
  • BRENT $ 54.17 / ₽ 3386
  • RTS1110.14
20 июля 2016, 17:00
Спецпроект: НПФ "Социальное развитие"

Реформа пенсионной системы: на что надеяться, чего бояться

Сегодня мы живем в новой экономической реальности. Введение накопительной части пенсии, мораторий на пополнение накоплений, предложение Минтруда повысить страховые взносы, идеи Минфина не выплачивать пенсии работающим пенсионерам, а также увеличить возраст выхода на пенсию - как все эти меры могут сказаться на гражданах, и чего ждать через 10-15 лет тем, кто сегодня еще активно работает и получает удовольствие от жизни.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

С момента введения накопительного элемента в пенсионной системе страны мы наблюдали феномен «молчунов» — людей, которые не желали разбираться в вопросах пенсионной реформы, полагались на то, что государство о них позаботится, и не предпринимали никаких действий в отношении своих пенсионных накоплений.

Сегодня государство решило по умолчанию перевести деньги «молчунов» в пенсионные баллы — обязательства, которые формируются, индексируются, правда, в отличие от реальных средств на счёте, не наследуются, так как выведены из накопительной составляющей системы в распределительную. Рассказывает генеральный директор Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие» Александра Гвозденко. В правительстве посчитали, что так для «молчунов» будет лучше. Вопрос дискуссионный: так, сторонники накопительной системы считают, что деньги всегда лучше баллов, стоимость которых будет сформирована на момент выхода человека на пенсию и, учитывая прогнозы роста дефицита пенсионного фонда, может оказаться в итоге невысокой.

Мораторий на пополнение накоплений граждан состоялся тоже без их непосредственного участия — вынужденная необходимость.

Проблема дефицита ПФ РФ в сочетании с задачей принимать решения для обеспечения достойного уровня пенсий граждан привела к дальнейшим итерациям в поисках новых решений.

На совещании 18 февраля председатель правительства дал поручение подготовить предложения по совершенствованию пенсионной системы в условиях новой реальности. Требования, которым должны соответствовать предложения, кажутся, на первый взгляд, невыполнимыми: должен быть обеспечен приемлемый уровень пенсий, снижена зависимость пенсионной системы от трансфертов федерального бюджета, одновременно результатом предложений не должны стать дополнительные расходы бюджета до середины 2018 года и рост социальной напряженности в обществе. С учетом наличия указанных ограничений в условиях решения задачи и предложения получились весьма неоднозначными. Минтруд и Минфин выступили за отмену обязательных пенсионных накоплений.

Александра Гвозденко

Генеральный директор Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Социальное развитие».

Наиболее обсуждаемой на рынке оказалась "Концепция индивидуального пенсионного капитала", представленная Минфином и ЦБ. Концепция предполагает введение квазидобровольного принципа формирования пенсионных накоплений. В общих чертах предложения работают следующим образом: работника автоматически подписывают для участия в системе, в первый год эта подписка ни к чему не обязывает, но уже со второго года из зарплаты работника начнут производиться отчисления, которые будет удерживать работодатель и перечислять в выбранный работником НПФ. Ставка взносов, уплачиваемых из зарплаты, по умолчанию возрастает на 1% в год с 0% (в первый год) до 6%. Выйти из системы можно, специально обратившись к работодателю с соответствующим заявлением. В отношении таких «отказников» концепция предусматривает специальные меры, способствующие новой автоматической подписке. Предлагается рассмотреть два варианта подобных мер: 1. автоматическая «переподписка» в возрасте 35 и 45 лет (после нее отказываться, в случае желания выйти из системы, придется еще раз), 2. ставку 0% можно зафиксировать на пять лет («каникулы»), после чего она снова автоматически начнет расти.

Заработают представленные предложения, на мой взгляд, в двух случаях:

1. Если сработает принцип «молчуна», и автоматически включённые в систему люди не предпримут никаких действий, чтобы из неё выйти. В этот вариант верится с трудом. Промолчит — в случае, если деньги вынут из его собственного кармана — не просто молчун, а какой-то молчун-мазохист. Думаю, таких немного. Но могу и ошибаться, и, если ошибаюсь, тогда очевидная задача государства будет заключаться в том, чтобы эта схема работала во благо будущих пенсионеров (обеспечение гарантий сохранности, безопасности и стабильности правил работы системы). Степень социальной ответственности многократно возрастает.

2. Если люди сознательно согласятся продолжить платить. Этот вариант возможен в случае восстановления утраченного в ходе бесконечных пенсионных реформ доверия и наличия правильной информационной кампании государства. В этом направлении как раз работает регулятор, повышая прозрачность фондов, вводя систему гарантирования сохранности накоплений (по аналогии с банковскими вкладами), систему риск-менеджмента и многое другое. Вероятно, продолжат платить и те, кто может себе это позволить, то есть люди, доходы которых позволяют принять на себя некие риски очередной смены правил игры, при этом увеличив для себя вероятность того, что пенсия окажется достойной. В то же время эксперты подчеркивают, что уровень доходов населения невысок: около 20 млн. граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума, у трех четвертей населения доходы не превышают средние. Граждане имеют весьма скромные возможности для самостоятельного формирования средств на старость.

Большинство других предложений участников обсуждений направлено на экономию соответствующих бюджетов в условиях дефицита. Ряд этих предложений, на мой взгляд, может иметь неоднозначные последствия. Задачи, поставленные председателем правительства в целях выработки предложений по совершенствованию пенсионной системы, не из простых.

Но нельзя ограничиваться лишь предложениями по экономии средств бюджета и применять однобокий взгляд (бухгалтерский подход), позволяющий закрыть текущие проблемы, но не решающий, а только усугубляющий проблему дефицита в будущем.

Важно оценить различные альтернативные варианты решения проблем и прийти к взвешенному решению, обратив внимание не только на вопросы экономии текущих затрат, но и на возможности для пополнения бюджета ПФ РФ.

В любом случае, нужно искать источник для формирования накоплений: это позволит сохранить принцип комбинированного формирования пенсии, удачно зашитый в пенсионную систему России, а также создать необходимый экономике страны инвестиционный ресурс. Без инвестиций мы не создадим рабочие места, которые, в свою очередь, обеспечат уплату страховых взносов и пополнение бюджета пенсионного фонда. Адекватная доходность на инвестиции, в свою очередь, будет обеспечена лишь при условии роста экономики (принятия мер, способствующих росту).

Стоит учитывать такой неблагоприятный фактор, осложняющий ситуацию в системе, как неплательщики: по официальным заявлениям главы Минтруда, за каждого пятого трудоспособного гражданина РФ не перечисляются страховые взносы. Это большое поле для работы и принятия необходимых решений. Баланс принимаемых мер должен быть настроен так, чтобы способствовать сокращению числа неплательщиков, а не его росту.

Стоит изучить варианты балансировки системы (исключение нестраховых элементов, гибкая настройка «периода дожития», определение критериев для включения в систему участников и др.).

Отказ от обязательных накоплений — весьма опасный социальный эксперимент. Сломав выбранную стратегию развития пенсионной системы, можно понести жертву, не получив на выходе адекватного результата.

Президент НАПФ Константин Угрюмов в интервью СМИ заявил, что система добровольных накоплений работать не будет, в том числе из-за дискредитации самой идеи накоплений государством, которое третий год подряд продлевает мораторий на накопительные взносы, каждый год обещая, что это в последний раз. Льготы по добровольным взносам есть и сейчас, но желающих платить их немного.

Кроме того, нужно учитывать тот факт, что реформы превратились в форму существования пенсионной системы, о чем в один голос говорят СМИ и эксперты пенсионного рынка. Невозможно в таком непостоянстве принимать долгосрочные решения.

Ниже представлены предложения различных министерств, а также НАПФ и ЦБ, для удобства сведенные в табличный вид. Часть этих предложений еще не прошла необходимых обсуждений, однако СМИ располагают данной информацией, и она уже представлена на обозрение широкой публике, что означает отсутствие каких-либо табу на обмен мнениями и обсуждение указанных идей. Таблицы содержат, в том числе, оценку и вероятные последствия реализации указанных мер.

Семь предложений Минтруда:

№№ПредложениеОписаниеЭкономический эффектКомментарий
1Повышение тарифа страховых взносовСегодня отчисления в ПФ РФ составляют 22% в пределах страхуемого заработка (в 2016 году — 796 тыс. руб. нарастающим итогом с начала года), сверх страхуемого заработка отчисляется 10% (неперсонифицированный тариф, не учитывается в правах застрахованных лиц, направлен исключительно на пополнение бюджета ПФ РФ, как и часть общего тарифа, уплачиваемого в пределах страхуемого заработка). Минтруд рассмотрел два варианта повышения тарифа: увеличение взноса с 22 до 26% ежегодно на 0,5% со снижением ставки, взимаемой сверх страхуемого заработка до 8,75%, либо сохранение тарифа, с постепенным (на 2% в год с 2017 года) увеличением тарифа сверх базы до 20%.1 вариант: поступления в ПФР вырастут на 56,4 млрд. руб в 2017 году, 125,8 млрд. руб. в 2018 и 208,9 млрд. в 2019;
2 вариант: увеличит поступления на 53 млрд. руб, 107, 8 млрд руб. и 163, 4 млрд. руб. в 2017-2019 годах).
Увеличение нагрузки на бизнес может негативно сказаться на состоянии экономики; кроме того, данное предложение увеличивает непрозрачность системы, повышая ставку отчислений в части неперсонифицированного тарифа.
Есть высокий риск снижения уровня официальных зарплат, к тому же страдать будут высокотехнологичные сферы и отрасли, которые необходимо поддерживать и развивать.
2Увеличение минимального стажа, необходимого для получения права на страховую пенсиюСтаж предполагается увеличить с 15 до 30 лет (ежегодно на 1 год), величину ИПК с 30 до 60 (ежегодно на 1)Экономия 60,5 млрд. руб. за три годаВ большинстве стран мира предъявляются более жесткие требования в части продолжительности страхового стажа. Постепенное и мягкое повышение — верное решение
3Увеличение тарифа, уплачиваемого за досрочников вдвоеДля работников вредных производств: с 2-7% до 5-11%, опасных производств: с 8% до 15%.
В рамках реформирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предлагается с 1 января 2019 года трансформировать систему досрочных страховых пенсий в систему страхования с ежемесячными компенсационными выплатами застрахованным лицам, занятым на производствах с вредными и опасными условиями труда при выявлении у таких лиц ранних признаков воздействия вредных и опасных факторов на здоровье.
Увеличение поступлений в бюджет на 238,9 млрд. рублей за три годаВведение данного тарифа изначально выглядело как дополнительный налог на работодателей с вредными и опасными условиями труда. Тариф не был персонифицированным, что приводило к перекрестному финансированию отними отраслями и компаниями других. Увеличение отчислений вдвое гипертрофирует несправедливость, изначально заложенную в системе.
4Отмена досрочных пенсий для учителей, медиков и творческих работниковЗа счет увеличения требуемого стажа с 25-30 лет до 40 лет путем прибавления по три месяца в 2017-2020 годах, шесть месяцев в год с 2021 года.Экономия на выплатах 1,44 млрд. в 2017 году, 3,05 млрд. руб. в 2018, 4,78 млрд. в 2019 году.Сокращение льгот и увеличение стажа для этой категории работников — логичный шаг.
5Увеличение взносов более чем в два раза для самозанятыхСегодня предприниматели платят в ПФР из расчета 26% МРОТ в месяц. Месячный МРОТ составляет 6,2 тыс. рублей, годовой платеж равен 19, 36 тыс. рублей. Ведомство предлагает повышать расчетную базу до 2 МРОТ на 0,2 МРОТ в год.Платежи предпринимателей вырастут более чем в два раза, потому что увеличиваться будет и само значение МРОТ.Мера может дать обратный эффект: уход в тень предпринимателей.
6Введение моратория на новые льготы по страховым взносам, пересмотр существующих льгот, переход от льгот в системе ОПС к адресной поддержке отраслейПример льгот сегодня: IT–компании (8% вместо 22%), «Сколково» (14%), аптеки (20%).
Предлагается уйти от этих льгот в пользу адресной поддержки.
-Для оценки предложения необходима информация о мерах адресной поддержки, которые будут предложены в качестве альтернативы.
7Отмена обязательной накопительной системыСоздание добровольной накопительной системы, которая будет формироваться за счет взносов самих граждан.Общий объем трансферта из бюджета в ПФР может сократиться на 109,6 млрд. руб. в 2017 году (с 2,7 до 2,6% ВВП), 180,3 млрд. руб. в 2018 году (до 2,5% ВВП) и 343,8 млрд. руб. в 2019 году (до 2,3% ВВП).Уже одно обсуждение этой темы наносит урон пенсионной системе страны за счет подрыва доверия населения.
Добровольная система отчислений взносов гражданами с высокой степенью вероятности обречена на провал.

Шесть предложений Минфина
(были учтены в составе предложений Минтруда, направленных в правительство)

№№ПредложениеОписаниеКомментарий
1Передача сбора страховых взносов налоговой службе одновременно с реформой тарифной политикиУстановление единого тарифа социального страхования, взимаемого со всей зарплаты (без учета предела страхуемого заработка), однако без увеличения пенсионных обязательств.На практике это означает, что взносы, которые будут браться с зарплат после превышения порога страхуемого заработка, не будут персонифицироваться.
Нагрузка на бизнес возрастет.
2Увеличение расходных обязательств государства по выплатам страховых пенсий и фиксированной выплаты меньшими темпами с учетом темпов роста доходов федерального бюджета и бюджета ПФР.
Отмена института компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов.
Эта мера приведет к более низким темпам индексаций всех видов пенсий.Мера позволит в большей степени сбалансировать систему.
3Повышение пенсионного возрастаДо 65 лет и для мужчин, и для женщин с шагом 6-12 месяцев в год.Не проводились какие-либо исследования относительно реальной трудоспособности граждан, достигших определенного возраста. Без таких исследований подобные решения не будут обоснованными.
Эксперты подчеркивают, что высокого реального эффекта эта мера не принесет, но рано или поздно ее необходимо будет принять во внимание.
4Отказ от выплат пенсий (либо их фиксированной части) работающим пенсионерам. Отказ от выплат досрочных пенсий тем, кто получил на них право по причине работы во вредных и опасных условиях, но продолжает работать на тех же самых производствахСейчас, по оценкам Минфина, более половины досрочников продолжают работать.
Конвенция № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» предусматривает возможность приостановления выдачи пенсий лицам, имеющим на нее право, но занимающимся деятельностью, приносящей доход.
Эта мера будет способствовать балансировке системы, но требует дополнительного изучения и обсуждения.
5Досрочникам–бюджетникам (педагогические, медицинские и творческие работники) предлагается постепенно (по году в год) повысить необходимый для установления досрочной пенсии стажДо общеустановленного пенсионного возраста.Сокращение льгот и увеличение стажа для этой категории работников — логичный шаг.
6Отмена обязательности накопительного компонета с введением квазидобровольного с введением стимулов для добровольных накоплений с 2019 года.Все 22% тарифа страховых взносов предлагается направить в солидарную систему. Накопительную пенсию предлагается назвать «индивидуальным пенсионным капиталом». В неё войдет всё, что было накоплено ранее в системе ОПС лицами, сделавшими выбор; граждане получат права собственности на свои накопления и возможность использовать их в особых случаях до наступления пенсионного возраста. Накопления молчунов переводятся в страховые баллы, если за два года до старта очередной новой реформы они не переведут накопления в НПФ (за 2017-2018 годы). Накопительные взносы придется уплачивать из собственной зарплаты (от 0 до 6% по умолчанию с ростом на 1% в год, в то же время с правом самостоятельного регулирования тарифа путем волеизъявления). С этой суммы не взимается НДФЛ, и на эту же сумму уменьшается база для расчета страховых взносов в ПФР. Это и есть так называемое квазисофинансирование государства, которое каждые 6 рублей взноса гражданина превращает в 7 рублей 32 копейки.
По расчетам Минфина, при доходности 1% и стаже 35 лет к замещения возрастает в сравнении с результатом работы текущей системы (при замороженных взносах) с 40 до 55% (при з/п 30 000 рублей), с 28 до 42% (з/п 70 000 рублей), с 20 до 29% (з/п 100 000 рублей).
Добровольная система отчислений взносов гражданами с высокой степенью вероятности обречена на провал.

За сохранение обязательных накоплений выступают Минэкономразвития и НАПФ (представил концепцию сохранения обязательных накоплений при одновременном введении корпоративного пенсионного страхования с принципом квазидобровольности).

Позиция Минэкономразвития:

- министерство выступило против увеличения нагрузки на бизнес: «Увеличение размера тарифа страховых взносов страхователей на ОПС, в том числе с суммы, превышающей установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, повлечет рост нагрузки на ФОТ и издержек предприятий. Увеличение обложения страховыми взносами высоких заработков может повлечь уклонение страхователей от уплаты страховых взносов»;

- была отмечена одна из причин сложившейся в пенсионной системе ситуации: на нее была изначально возложена несвойственная для нее функция борьбы с бедностью, в том числе поддержание доходов определенных категорий трудоспособного населения (досрочные пенсии, выплата пенсий работающим пенсионерам, выплата пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с безработицей), был подчеркнут факт низкого общеустановленного возраста назначения пенсии;

- отмечалась необходимость разделения источников формирования страховой и накопительной пенсии. Финансирование страховых пенсий за счет взносов на накопительные пенсии в за лиц, сделавших выбор в пользу накоплений, вызванное ресурсными ограничениями, также является причиной проблем в пенсионной системе.

Десять предложений Минэкономразвития

№№ПредложениеОписаниеЭкономический эффект
1Корректировка механизма учета трансфертов федерального бюджета при расчете повышения страховых пенсийВведение ограничений общего объема целевых трансфертов федерального бюджета, учитываемых при расчете индексаций, резервирование избыточных средств и привлечение их в случае недостатка текущих доходов ПФР.Мера способствует балансировке системы, но использует бухгалтерский подход.
2Индексация страховых пенсий с учетом демографической нагрузки и доходов бюджета ПФР с возможностью резервирования части доходов с последующим использованием для повышения пенсийМаксимальный размер индексации: уровень прогнозируемой инфляции, увеличенный на 1 пп., скорректированный с учетом демографической нагрузки.Мера способствует балансировке системы, но использует бухгалтерский подход.
3Перераспределение страховой нагрузки между работодателями и работниками.Часть страхового взноса уплачивает работник.Мера повышает ответственность гражданина, но в случае добровольности уплаты высок риск ее неэффективности
4Определение сроков, границ и темпов повышения пенсионного возрастаС учетом социальных рисков и необходимых льгот по возрасту.Необходимы дополнительные исследования.
5Введение ограничения выплаты страховой пенсии (фиксированной выплаты) работающим пенсионерам с учетом размера их годового дохода.В основе предположение о том, что высокооплачиваемые работники менее чувствительны к подобного рода ограничениям и сохранят занятость.Эта мера будет способствовать балансировке системы, но требует дополнительного изучения и обсуждения.
Вариант более мягкий в сравнении с предложениями Минфина и Минтруда.
6Повышение требований к досрочному назначению страховой пенсииВыплата досрочной пенсии при условии ухода из профессии.Требует дополнительного изучения и обсуждения.
7Поэтапное увеличение требований к продолжительности специального стажа для получения страховой пенсии педагогическим, медицинским и творческим работникамС сохранением права на досрочное назначение страховой пенсии при условии ухода из профессии.Сокращение льгот и увеличение стажа для этой категории работников — логичный шаг.
Вариант более мягкий в сравнении с предложениями Минфина и Минтруда.
8Возобновление с 2017 года направления на накопительную пенсию части страхового тарифа в соответствии с выбором застрахованного лица.Позволит реализовать нормы Федерального закона № 424–ФЗ от 28.12.2013 «О накопительной пенсии».Важно для формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике и восстановления доверия граждан (основы развития пенсионной системы).
9Продление до 01.01.2020 года права выбора гражданами варианта пенсионного обеспечения для лиц 1967 года рождения и моложе, еще не реализовавших свое право.Данный выбор в 2014-2015 году был затруднен в условиях изменения порядка функционирования накопительного элемента и введения моратория.Важно для формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике и восстановления доверия граждан (основы развития пенсионной системы).
10Стимулирование формирования системы досрочного НПО в рамках корпоративных программ НПФвключая освобождение работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам на ОПС за работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в случае формирования в пользу указанных работников корпоративных программ.Обеспечит прозрачность формирования пенсий для досрочников, стимулы для работодателя в части формирования досрочных пенсий, с учетом возможности их формирования не в государственной системе с общим котлом и перекрестным финансированием компаний и отраслей, а в выбранном НПФ.

Концепция индивидуального пенсионного капитала (Минфин + Центробанк

- участники: работники, уплачивающие страховые взносы в ПФР, работодатели, государство, фонды — участники системы гарантирования;

- «автоматическая подписка» работника с возможностью отписаться от участия в любой момент (ставка взносов, уплачиваемых из зарплаты, по умолчанию возрастает с 0 (в первый год человек ничего не платит) до 6%). В отношении «отказников» рассматривается два варианта: 1. автоматическая «переподписка» в возрасте 35 и 45 лет (после нее отказываться придется еще раз), 2. Ставку 0% можно зафиксировать на пять лет («каникулы»), после чего она снова автоматически начнет расти. Накопления гарантируются по той же схеме, что и сейчас: пятилетняя гарантия положительной доходности и гарантия сохранности при банкротстве НПФ;

- выбор работником любой ставки от 0 до 6% с сохранением льгот, свыше 6% льготы не распространяются. Средства, уплачиваемые в НПФ, освобождаются от НДФЛ, снижают базу для расчета взноса в ПФР с соответствующим незначительным снижением объема начисляемых баллов. При ставке платежа в 6% с зарплаты 100 рублей на руки плательщик будет получать 81,78 руб. (сейчас — 87 руб.), платить НДФЛ в 12,22 руб. (сейчас 13 руб.), перечислено в ПФР будет 20,68 руб. (сейчас 22 руб.) и делать накопления в ПФР на 7,32 руб., из них 6 руб. — взнос работника из его зарплаты, 0,78 руб. — льгота по НДФЛ и 1,32 руб. — сокращение взноса в ПФР (с сокращением начисляемых пенсионных баллов);

- платежи работников работодатель перечисляет напрямую в НПФ. Выбравшие НПФ по ОПС остаются в своих фондах по новой системе, возможен переход в другой НПФ. Предполагается создание института Центрального Администратора для координации переходов и информирования НПФ об индивидуальных ставках;

- накопления ГУК и «молчунов» остаются в ПФР по умолчанию, вновь выходящие на рынок труда работники распределяются автоматически между фондами-участниками;

- текущие накопления по ОПС объединяются с накоплениями по новой системе; предоставляется переходный период (два года), в течение которого можно подать заявление о переводе в НПФ либо конвертировать свои накопления в пенсионные баллы. По умолчанию накопления выбравших НПФ переводятся в качестве первого взноса на счет в НПФ, накопления молчунов или клиентов ГУК/ЧУК будут конвертированы в пенсионные баллы;

- механизм выплат гибкий: за пять лет до выхода на пенсию (либо после 55 лет) можно получить в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств до 20% накоплений, в случае тяжелого заболевания можно изъять всю сумму. Работник не обязан возвращать в фонд изъятые средства. В зависимости от объема накоплений (больше накоплений — больше вариантов) доступны несколько схем выплат, в идеальной ситуации (накопления позволяют обеспечить аннуитет более 5 МРОТ) возможен выбор из всех четырех вариантов: ежемесячные выплаты до исчерпания накоплений, срочные выплаты, аннуитет с привязкой к инфляции, выплата остатка накоплений в любой форме.

Позиция НАПФ

Обязательное пенсионное страхование включает в себя:

- государственное ОПС (распределительная система за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов) и негосударственное ОПС (ОПС лиц, выбравших НПФ в качестве страховщика, формируемое за счет страховых взносов) и

- НПО (добровольное: классическое корпоративное и личное; обязательное: построенное в НПФ на стандартизированных пенсионных схемах, создаваемое работодателем с автоматическим участием работников (с правом выхода) на паритетном финансировании с поэтапным включением работодателей в систему в зависимости от численности работников (в три этапа: 1000, 500, 100 работников) и налоговыми льготами, аналогичными классическому НПО и вариантами срочных (не менее 10 лет) и пожизненных выплат); досрочное: за счет дополнительного тарифа и государственного софинансирования).

Сравнительная таблица предложений по реформированию пенсионной системы страны.

Позиция для обсужденияМинтрудМинфинМинэкономразвития
Тариф страховых взносовУвеличение взноса с 22 до 26% ежегодно на 0,5% со снижением ставки, взимаемой сверх страхуемого заработка до 8,75%, либо сохранение тарифа, с постепенным (на 2% в год с 2017 года) увеличением тарифа сверх базы до 20%.Установление единого тарифа социального страхования, взимаемого со всей зарплаты (без учета предела страхуемого заработка), однако без увеличения пенсионных обязательств.Министерство выступило против увеличения нагрузки на бизнес, предложение о перераспределении страховой нагрузки между работником и работодателем.
Требование к стажу для назначения пенсии / повышение пенсионного возрастаСтаж предполагается увеличить с 15 до 30 лет (ежегодно на 1 год), величину ИПК с 30 до 60 (ежегодно на 1).Повышение пенсионного возраста до 65 лет и для мужчин, и для женщин с шагом 6-12 месяцев в год.Определение сроков, границ и темпов повышения пенсионного возраста с учетом социальных рисков и необходимых льгот по возрасту.
Решения в части вредных и опасных условий трудаУвеличение тарифа, уплачиваемого за досрочников, вдвое: работники вредных производств — с 2-7% до 5-11%, работники опасных производств — с 8% до 15%.Отказ от выплат досрочных пенсий тем, кто получил на них право по причине работы во вредных и опасных условиях, но продолжает работать на тех же самых производствах.Выплата досрочной пенсии при условии ухода из профессии.
Стимулирование формирования системы досрочного НПО в рамках корпоративных программ НПФ, включая освобождение работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам на ОПС за работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в случае формирования в пользу указанных работников корпоративных программ.
Досрочные пенсии для учителей, медиков и творческих работниковОтмена досрочных пенсий для учителей, медиков и творческих работников за счет увеличения требуемого стажа с 25-30 лет до 40 лет путем прибавления по три месяца в 2017-2020 годах, шесть месяцев в год с 2021 года.Досрочникам–бюджетникам (педагогические, медицинские и творческие работники) предлагается постепенно (по году в год) повысить необходимый для установления досрочной пенсии стаж до общеустановленного пенсионного возраста.Поэтапное увеличение требований к продолжительности специального стажа для получения страховой пенсии педагогическим, медицинским и творческим работникам с сохранением права на досрочное назначение страховой пенсии при условии ухода из профессии.
Политика в части самозанятыхУвеличение взносов более чем в два раза для самозанятых.------
Политика в части льгот по страховым взносам / роста расходных обязательств (балансировка системы)Введение моратория на новые льготы по страховым взносам, пересмотр существующих льгот, переход от льгот в системе ОПС к адресной поддержке отраслей.Увеличение расходных обязательств государства по выплатам страховых пенсий и фиксированной выплаты меньшими темпами с учетом темпов роста доходов федерального бюджета и бюджета ПФР.
Отмена института компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов.
Корректировка механизма учета трансфертов федерального бюджета при расчете повышения страховых пенсий. Индексация страховых пенсий с учетом демографической нагрузки и доходов бюджета ПФР с возможностью резервирования части доходов с последующим использованием для повышения пенсий.
Выплата пенсий работающим пенсионерам---Отказ от выплат пенсий (либо их фиксированной части) работающим пенсионерам.Введение ограничения выплаты страховой пенсии (фиксированной выплаты) работающим пенсионерам с учетом размера их годового дохода.
Политика в отношении накопительной системыОтмена обязательной накопительной системы, создание добровольной накопительной системы, которая будет формироваться за счет взносов самих граждан.Отмена обязательности накопительного компонета с введением квазидобровольного с введением стимулов для добровольных накоплений с 2019 года.Возобновление с 2017 года направления на накопительную пенсию части страхового тарифа в соответствии с выбором застрахованного лица.
Продление до 01.01.2020 года права выбора гражданами варианта пенсионного обеспечения для лиц 1967 года рождения и моложе, еще не реализовавших свое право.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории