16+
Суббота, 10 декабря 2016
  • BRENT $ 54.17 / ₽ 3387
  • RTS1110.14
29 июля 2016, 18:45 Финансы

Почему при падающих ценах на нефть бензин в России дорожает

Секрет таится в налогах, считает Reuters

Во всем мире падение цен на нефть приносит небольшое облегчение семейным бюджетам из-за связанного с ним снижения цен на бензин. Только не в России.

Как пишет агентство Reuters, за последние два года нефтяные цены упали на 60%, а стоимость автомобильного бензина в России, одной из крупнейших стран-производителей нефти, выросла на 11%.

По оценкам аналитиков агентства, этот парадокс объясняется тем, что львиную долю экономии, которую должны получить от снижения мировых цен потребители, забирает себе государство в виде более высоких налогов.

Потребление горючего в стране падает, однако, по расчетам агентства, государственный бюджет в этом году получит примерно на 200 миллиардов рублей больше, чем в прошлом, в виде акциза на топливо.

Эта сумма равна примерно 1,4% всех доходов бюджета этого года, или стоимости планируемого моста, который должен соединить континентальную часть России с Крымом.

Опрошенные Reuters потребители не могут понять, почему падение цен на нефть не приводит к удешевлению бензина. Они не знают о том, какую роль играет акциз в сохранении высоких цен.

Акциз на топливо, который взимается в тот момент, когда продукт покидает пределы нефтеперерабатывающего завода, но в конечном итоге перекладывается на потребителя, был поднят сначала в январе 2015 года, а затем в апреле.

Многие в России этого не заметили, потому что повышение не затронуло прямых налогов на потребителей и потому что влияние акциза на конечную цену бензина частично компенсировалось снижением цены на нефть.

Цена самого распространенного в России бензина АИ-92 в июле 2016 года в среднем была 34,4 рубля за литр. Это на 11% больше, чем в июле 2014 года, когда мировые цены на нефть стали падать.

Для сравнения: в США, другой крупнейшей стране-производителе углеводородного топлива, цена литра бензина за это время упала на 38%, в целом следуя за снижением стоимости нефти.

Акцизы — не единственная причина, по которой бензин в России не дешевеет. Оптовые цены на топливо на внутреннем рынке выросли. Причина — в том, что государство снизило экспортные пошлины на нефтепродукты, сделав их продажу на внешних рынках более выгодной.

Согласно правительственной формуле, которая призвана не допустить оттока топлива за рубеж при повышении доходов от экспорта, оптовые цены на внутреннем рынке соответственно выросли.

В результате роста акцизов и сопутствующих налогов выросла и розничная цена бензина.

В 2015 году, то есть перед повышением государственных сборов, на акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС), согласно подсчетам экспертов Reuters, приходилось 9,1 рубля в цене каждого литра бензина АИ-92.

В нынешнем году на акцизы и НДС приходится 12,6 рубля в стоимости литра бензина.

В приложении к закону, которым в апреле 2016 года повышались сборы с топлива, министерство экономики заявляло, что это повышение не скажется на потребителях, потому что мировые цены на нефть падают. При этом министерство ни словом не обмолвилось о той экономии, которую могли получить от снижения мировых цен на топливо автомобилисты.

«Повышение налогового бремени, ведущее к росту цен на нефтепродукты на территории Российской Федерации, компенсирует падение нефтяных цен», говорится на сайте Государственной антимонопольной службы России.

Многие потребители винят в высоких ценах на топливо не государство, а нефтяные компании. Но компании здесь не виноваты.

Операторы или владельцы пяти опрошенных Reuters заправочных станций заявили, что их доходы съежились из-за того, что им приходится платить больше налогов.

«Большие компании могут позволить своим розничным операторам работать «в ноль» (без прибыли) или даже себе в убыток в течение года, а то и двух», говорит владелец частной сети заправок во Владимирской области Рустам Вишняков. «А мы не протянем и нескольких месяцев», сетует он.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории