16+
Понедельник, 5 декабря 2016
  • BRENT $ 54.19 / ₽ 3462
  • RTS1050.21
5 августа 2016, 11:40 Политика

Выборы и не последняя роль социологов. Комментарий Георгия Бовта

Завершилась подача списков кандидатов и подписей в их поддержку для участия в осенних парламентских выборах. Судя по всему, избирателей ждут 18 сентября на участках бюллетени весьма внушительных размеров. Георгий Бовт рассказывает, как кандидатам расстелют длинные «простыни»

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Кандидатов по партспискам и по одномандатным округам выдвинули 14 партий, имеющих право участвовать в выборах без сбора подписей, поскольку они представлены хотя бы в одном региональном заксобрании. Еще 11 партий собирали подписи. Эти 25 брендов — все, кто добрался до Центризбиркома из 74 зарегистрированных партий. Плюс самовыдвиженцы, шансы которых на включение в бюллетени еще меньше.

Скорее всего, из 11 партий, не имеющих льгот по подписям, отсеются штук семь-восемь. Бюллетени все равно будут непривычно для последних лет большими. Одна «простыня» — партийные списки, другая — одномандатники. Разобраться непросто. Наряду с переносом даты самих выборов на самое начало послеотпускного периода вместо декабря это сыграет на руку партии власти. Ей не надо работать на узнаваемость, к тому же голоса, поданные за не преодолевшие пятипроцентный барьер по партспискам, при распределении думских мандатов в большей степени отойдут партии, набравшей относительное большинство. А одномандатникам от партии власти надо будет набирать в общей каше из кандидатов меньшее число голосов для победы. Победит тот, кто наберет лишь относительное большинство, даже если это всего 20%

Предвыборные баталии толком не развернулись — лето, отпуска. Теоретически, на первое место должны выйти вопросы уровня жизни в годы кризиса. Это вовсе не означает, что на практике «Единая Россия» потеряет много голосов. Напротив, люди могут даже больше сплотиться вокруг тех, кто уже во власти. А то как бы не стало хуже от прихода «новых и еще голодных». К тому же, так называемая думская оппозиция давно уже воспринимается как филиал «ЕР», часть общей правящей номенклатуры. Хотя многие попытаются сыграть на протестных настроениях, одновременно распыляя эти самые настроения. К примеру, «Справедливая Россия», которая на прошлых выборах шла с относительно резкими оппозиционными лозунгами, а затем даже подыгрывала «болотному движению», в уходящей Думе весь свой протест беспринципно «слила», превратившись в эхо правящей партии, которое иной раз стремилось перещеголять саму правящую партию. Однако лидер эсеров Сергей Миронов теперь, нимало не смущаясь, пытается искупаться в той же речке дважды и занялся сбором подписей за отставку правительства Медведева, о чем поспешил доложить президенту, это правительство назначившему.

Подключатся к электоральным битвам и социологи. Об их истинной роли в политике нам, возможно, в будущем предстоит узнать много интересного — на предмет, не содержалось ли в методах соцопросов элемента манипуляций общественным мнением по указке сверху. Пока, к примеру, «Левада-центр» повеселил публику тем, что вставил в опрос о рейтинге партий вымышленную Партию молодежи, которая обогнала иные существующие. На мой взгляд, шутка была бы еще удачнее, если б вставить в опрос вымышленную партию с именем Путина. Таковая, возможно, обошла бы и все думские так называемые оппозиционные бренды. Но не рискнули. В то же время мне показалось странным, что «Левада» отдал аж 2% поддержки практически отсутствующему в информационном пространстве ПАРНАСУ, что не совпадает с опросами других социологов, зато опустил «ниже плинтуса», скажем, довольно известный бренд «Родины», а также хотя и новую, но привлекшую немало известных медийных лиц «Партию роста».

Вопрос о надежности социологических прогнозов тем интереснее, что, во-первых, нынешний всемирный тренд состоит как раз в том, что обыватели все чаще ведут себя не так, как предсказывают социологи, сами являющиеся частью политического истеблишмента. Смотри, как говорится, не предсказанный социологами «Брекзит». Во-вторых, в прошлом российские социологические прогнозы поразительно совпадали с теми результатами выборов, которые часть общества считала, мягко говоря, скорректированными с помощь административного ресурса. Но политическому истеблишменту надо было, чтобы все сошлось. С приходом Эллы Панфиловой в ЦИК есть основания надеяться, что игра станет более честной. Так что мы можем увидеть расхождение прогнозов социологов и итогов выборов.

В России еще не было опыта проведения думской кампании в стиле стремительного спурта, когда завоевать симпатии избирателей надо будет недели за две, не больше. Многие будут разыгрывать карту критики правительства. Однако кому удастся за столь короткий срок донести до избирателей привлекательную альтернативу — большой вопрос. Запрос на свежие лица и не дискредитировавшие себя партийные бренды есть. Вот только времени для их узнавания мало.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории